Tzolkin, успеть бы прокрутить его до конца света

Dec 10, 2012 23:49


Настольная игра Tzolkin была одной из двух импульсивных покупок, сделанных на SPIEL’12. В последний день, уже направляясь на выход экспозиционного центра Messe Essen, я все-таки достал из кармана уже слегка потертые 40 евро и обменял их на извлеченную из упаковочной тары цветную коробку, на которой облепленный бирюльками мужик (видимо, жрец) протягивает к небесам легендарный хрустальный череп. К этому моменту ребята из CGE уже потихоньку начали паковать вещи и коробочку пришлось извлекать из под вороха прочего картона. Кстати, второй импульсивной покупкой оказался Cavemen: The Quest for Fire, приобретенной из-за замечательных пластилиновых иллюстраций. Игра, скорее всего, провалиться и станет очередным раритетом от RGG. Но вернемся к нашим зиккуратам...



Настольная игра Tzolkin. Стильная обложка. Но с носом у мужика что-то явно не так, ему бы к лору.


Забегая наперед и для тех, кто не любит читать в обзорах больше одного предложения, сразу отмечу, что я ни на минуту не пожалел ни об одном потраченном на эту игру центе. Да, перед нами обычный мипл-плейсмент, где мы расставляем на поле рабочих, а затем, забирая их, выполняем определенные действия. Но благодаря уникальной реализации механики шестеренок в игру добавляется ощущение реального времени, когда результат зависит от того, сколько времени вы провели в том или ином городе. Справедливости ради, стоит отметить что механизмы шестеренок уже применялись в настольных играх, например в “011”, но там они выглядели менее удачно. Конечно, многие скептики могут возразить, что можно просто сдвигать расставленных на поле миплов и никаких шестеренок для этого не требуется. Но вы представьте, сколько времени уйдет на эту ненужную возню и лишние манипуляциями, которые здесь выполняются поворотом одного центрального колеса за 10 секунд. В общем, перед нами классическая идея с инновационным подходом и шикарным исполнением.



Настольная игра Tzolkin. Колесики еще не получили должных наклеек.

Начну, как и полагается с компонентов, которые почти что шикарные. Первое, что бросается в глаза при вскрытии коробки - это puzzle-поле, которое у меня никогда не вызывает положительных эмоций. “Ну вот” - подумал я в первую минуту - “слил деньги на ерунду”. И оказался абсолютно неправ. В данном случае такая организация поля является единственно верным и идеальным способ реализовать поставленную авторами задачу. Дело в том, что оно продумано и смонтировано в расчете на то, чтобы игрокам не требовалось постоянно снимать шестеренки после партий. Помню, как ужасно с этим обстояли дела в Ora et Labora, где при смене количества игроков нужно было постоянно выдирать плотно сидящий коннектор, и понимаю, насколько издатель CGE заботятся об эргономическом показателе своих игр. Ну и конечно же сами колесики, по выпуклым элементам которых я еще пройдусь золотистой нитро краской. Второй няшный элемент, на которой нельзя не обратить внимания, - это 13 пластиковых черепов. Переливающихся сине-бирюзовым цветом, прямо как в последней серии Индиана Джонса (там где он в холодильнике ядерный взрыв пережил, бывает). Остальные компоненты выполнены достаточно качественно, но не более того. Естественно, мой педантичный ум всегда найдет, к чему можно придраться. Очень хотелось бы миниатюрки (как в Aztlan) вместо деревянных цилиндров и ресурсы разной формы (как в Stone Age).



Настольная игра Tzolkin. Поле-puzzle в этой игре очень даже к месту.

Теперь несколько слов об игровом процессе, который вряд ли оставит равнодушным любителей настоящих хардкорных еврогеймов. Пока еще рано писать полноценный обзор, так как сыграно всего несколько партий, а интернеты во всю пестрят заявлениями о дисбалансе и имба-стратегиях, не все из которых мне удалось попробовать. Соглашусь, что “стратегия на храмах” позволила обойти соперников почти в два раза, но это лишь потому, что они не блокировали моих действий и играли впервые. Есть еще стратегия “на зданиях”, которую многие тоже считают выигрышной. В общем, сколько игроков, столько и непобедимых стратегий, что явно говорит в пользу игры.



Настольная игра Tzolkin. Карточки зданий и начальных условий.

Суть же процесса состоит в том, что игроки по очереди выставляют на шестеренки или забирают своих соплеменников. В свой ход вы можете сделать одно из двух: либо выставить подданных, уплатив определенную сумму местной валюты (естественно, кукурузы) в банк, либо забрать, выполнив определенные действия. Фишка в том, что выполняя действие, вы можете уплатить в банк дополнительную сумму и выполнить более слабое действие на этой же шестеренке (иногда это помогает, когда требуется определенный ресурс). Вы вольны снимать любое любое количество работников в любом порядке с любых городов, что в результате позволяет проворачивать крутейшие комбинации. Нечто похожее мы видели в картах технологий из Alien Frontiers. Любителям мозголомного хардкора этот подход должен прийтись по душе. Область с колесами, на которые можно выставлять подданных, занимают большую часть игрового поля и состоит из шести шестеренок, пять из которых имеют функциональное значение, а центральное (которой и зовется Цолькином) вращает их вокруг себя, на одно деление в конце каждого раунда.



Настольная игра Tzolkin. Играем.

Каждая шестеренка соответствует одному из крупных центров Империи Майя. Паленке является сельскохозяйственным центром, здесь можно разжиться кукурузой и деревом, но местные запасы не безграничны. Колесо Йашчилан является стабильным источником получения разнообразных ресурсов. Тикаль отвечает за технологии, науку и постройку зданий. Уксмаль, торговый центр, дает возможность обменивать ресурсы и, главное, получать новую рабочую силу. Чичен-Ица являет духовным центром, здесь вы приносите в жертву хрустальные черепа. Каждое действие на этом колесе можно выполнить только один раз за игру. Правильно размещая своих подданных в разных городах и умело комбинируя их действия вы можете творить чудеса в рамках предложенных разработчиками правил. Кроме этого на поле есть три храма, поднимаясь по которым вы получаете победные очки с ресурсами и технологии, которые дают преимущества при выполнении определенных действий на колесах. Наконец, игроки могут покупать карточки зданий и монументов. Последние определяют критерии получения вожделенных победных очков.



Настольная игра Tzolkin. Монументы, здания и немного таблицы технологий.

Вот и все, что я хотел пока сказать об игре, которая надолго обосновалась в моей коллекции. Пока хочется играть еще и еще. И это здорово! Давненько мне не попадалось игры, которая была так близка к идеалу как по исполнению, так и в плане игрового процесса. Руки уже чешутся добраться до дополнений. Кстати первое mini-дополнение совсем недавно вышло в составе свежего журнала Spielbox и включает всего по одной карточке начальных условий и зданий. А первый upgrade я сделал сам - теперь посередине Tzolkin'а красуется фигурка крысы с кукурузным початком, радуя игроков и добавляя немного атмосферы. :)



Настольная игра Tzolkin. Крыса - символ богатства.

tzolkin, Настольные игры, boardgames

Previous post Next post
Up