Телеспектакли для меня - совершенно новый жанр. В детстве они казались самым скучным из того, что показывали по телевизору. Сплошная статика, ноль действия. Теперь, спустя много лет, я дорос до того, чтобы осмыслить и открыть для себя этот формат. Он по-прежнему требует от меня заметно больше усилий, чем обычное кино. Но с годами учишься ценить и находить не меньшее удовольствие в минимализме и менее очевидных вещах. Это как с джазом. И еще мне кажется, что если спектакль выжил после съемки на телекамеру - это по-настоящему хороший спектакль. Спасибо
nika_sc!
Владимир Басов - Опасный поворот - 1972
Интересно узнать, что Басов, который всегда ассоциируется с изображением в кадре обаятельно-гадковатых интеллигентов или прочих дуремаров, вообще-то был прекрасным режиссёром. Его трехсерийная телепостановка Пристли - камерный детектив, история того, как в дружеской компании одна незначительно-неприятная мелочь тянет за собой другую, и вскоре атмосфера приятного вечера трансформируется весьма ощутимо. Прекрасная актерская игра, умелая операторская работа, мастерское использование деталей, крупных планов, музыкальных фрагментов и эффектной тишины создают атмосферу, которую можно резать ножом. И это всего лишь очень бюджетная телепостановка. Линчу и Дарио Ардженто для подобного эффекта требовался гораздо более обширный инструментарий. Радует и философский вопрос, который из всего этого следует, - "Кем стоит считать человека, который решил узнать всю правду?". "Дураком" - считает герой Юрия Яковлева. После всего того, что произошло за предыдущие три часа, в этом мнении виден определенный резон.
Театр Сатиры - Безумный день, или Женитьба Фигаро - 1974
Вот удивительно, было время, когда можно было купить билеты в театр и увидеть живьем, как играет Андрей Миронов. Очень много ожидал от его игры, но был несколько разочарован: остроумный, ловкий, хитроумный, обходительный севильский цирюльник в своей безупречно-лучезарной вежливости практически слился с Гешей Козодоевым из "Бриллиантовой руки" (интересно, что премьера "Фигаро" состоялась всего год спустя после фильма Гайдая). Удивительно, впервые ловил себя на мысли, любимого актёра, оказывается, может быть много. На этом фоне спокойно-ироничное благородство графа Альмавивы в исполнении Ширвиндта создает приятный контраст и отдохновение глаза. Тем интереснее читать, что после ухода с этой роли Гафта его попытки играть графа подвергались суровой критике. Тем не менее, спектакль получился изящным, нарядным; разнообразные интриги, хитроумные планы и неудобные положения не дают скучать. В нем есть что-то праздничное.
Театр им. Моссовета - Странная миссис Сэвидж - 1975
Чудаковатая миссис Сэвидж тратит деньги на благотворительность, так что жадные родственники называют ее "странной" и отправляют в некий пансион, населённый, кажется, не менее странными людьми. Честно говоря, непросто поначалу было определить жанр этой постановки - поначалу она кажется более простой, беззлобной и честной версией книги Кена Кизи. Жадные родственники ведут себя жадно, миссис Сэвидж водит их вокруг носа, однако между тем позволяет раскрыться каждому из обитателей "пансиона". И в тот момент, когда они раскрываются, постановка из бесхитростной моралистической истории о добрых и жадных внезапно трансформируется во что-то куда более эмоциональное, тонкое и неуловимое; из нравственно-этического в экзистенциально-ощущенческое. Становится ясно, что главная здесь - не миссис Сэвидж, а те, кто делится с ней своим сокровенным. Неудивительно, что ей не хочется с ними прощаться. Не хочется и нам.
Георгий Товстоногов / БДТ - Ханума - 1978
Очень милый и обаятельный музыкальный спектакль-водевиль под музыку Гии Канчели о хитрой свахе по пьесе грузинского автора XIX века Авксентия Цагарели. В постановке Товстоногова совсем нет кавказских актёров - тем больше впечатляет, каким живым и колоритным получился в их изображении армянский квартал Авлабар старого Тифлиса. Всё это сделано со вкусом, а также с безусловной любовью к тому времени и культуре - и видимо поэтому оставляет после просмотра столь теплое ощущение.
Николай Рашеев - Бумбараш - 1971
Задумался над тем, как интенсивно в советское кино 70-х проникал жанр водевиля. Кажется, он проникал даже туда, куда по всем законам ему проникать было бы совсем не положено. Золотухин в главной роли, конечно же, задает тон, но фильме хватает и других эксцентричных моментов. Романсы в саундтреке, колоритная деревенская эстетика - временами кажется, что это революционное произведение экранизировал Эмир Кустурица. Получается, что революционное произведение излагается абсолютно контрреволюционными средствами. Куда смотрел худсовет, интересно? Эпизод с экранным дуэтом Золотухина и Филиппенко - отдельный респект. Кажется, они друг друга стоят.
Мэттю Уаркус - Настоящая комедия - 2019
Комедия Ноэла Коуарда с Эндрю Скоттом в главной роли слегка-известного актёра, которому все вокруг докучают своими просьбами, признаниями, ухаживаниями, так или иначе втягивая его в свои собственные проблемы. Тема, способная вызывать искренний душевный отклик у многих зрителей. Это почти идеальная комедия положений; пьеса построена блестяще - нагнетание хаоса, отличные разрядки и остроумные повороты. Главный герой, конечно, является тем столпом, который призван держать на себе весь груз этого хаоса и тянуть всю динамику действа. Кажется, что у Скотта есть всё для этого - харизма, характер, подвижная мимика, драйв, нормальная доза безумия. Есть ощущение, что в этой постановке он из кожи лезет, и может быть поэтому его игра не срабатывает. Прекрасно, что пьеса дает главному герою возможность признаться, что он переигрывает, но Скотт переигрывает слишком очевидно и предсказуемо. Кажется, что видел эту гипертрофированную комедийную раздражительность уже много раз - у Бенни Хилла, или у Хью Лори, или у Роуэна Аткинсона или у Джона Клиза в Фолти Тауерс. Самое страшное, я уже не могу вспомнить, где.