Все, что я думаю про нынешнее российское образование - платное, бесплатное, в обычных и "ведущих" ВУЗах страны, магистратуру и, простите, MBA,- замечательно иллюстрирует курс "Основы корпоративных финансов" от ВШЭ на Coursera. Мне было очень любопытно, что предложил родной (по стране происхождения) ВУЗ на Coursera, и не будет ли это полезно нашим сотрудникам, например. Полезла посмотреть, тряхнуть стариной, то есть знаниями в этой области - вдруг уже что-то новое придумали, а я тут сижу, как турундочка.
Уважаемый лектор первой недели - несомненно, специалист с глубочайшими познаниями в профильной области,- медленно и печально (перемотка 2х не спасает ни разу) бубнит нам, в знакомом с институтских времен стиле, теорию, теорию и снова теорию - переключая, иногда невпопад и не в текст, слайды с ошибками. Видно, что человека выдернули из уютного бежевого кресла из кожи козленка, поставили перед камерой и заставили учить непонятно кого непонятно зачем любимой академической дисциплине. Чтобы человек сильно не сопротивлялся, ему дали парочку людей, делающих красивые (пусть и с ошибками) презентации и снимающих видео со спецэффектами, и понеслась - "сейчас я, дети, научу вас жизни!".
Местами начинаю путаться даже я, прошедшая это все раз 20 в ВУЗе и потом 12 лет на практике. Ибо заунывные потоки информации ни о чем кого угодно превратят в овощ. Теория-теория-теория и потом - опа - проверка знаний! Совершенно верно - с вопросом из ПРАКТИКИ. То есть бубубу-бубубу-бубубу про теорию, а проверка - точно, угадали: "отчетность Аэрофлот Российские Авиалинии по стандартам МСФО за 2013 год содержит следующую информацию...". Ладно, мы с ВУЗовских времен привычные, закрываем глаза на ошибки (в которых раз), тычем в ответы.
И вот - финальное недельное тестирование. Ладно, не будем занудствовать на тему "тут возможны 2 варианта, а не 1, как предложено". НО - то ли у меня такой уникальный опыт накопился с Coursera, где я сотни курсов уже протогосамого, то ли я права и это опять душок отечественного в/о проглядывает.
Первый прикол теста - жесткий дедлайн, вообще не вникающий в проблемы тех, кто присоединился позже. Да, дедлайны есть у всех курсов с "подтвержденной подписью", но в первую неделю, а иногда и во вторую - он сдвинут вперед, чтобы те, кто присоединился позже, мог заработать свою честно заслуженную отметку за тест. Тут - нифига! Хардкор - 80% штраф сразу, и никаких тебе двух лишних недель, как у Wharton, ишь, разбаловались они тут!
Второй прикол прикольнее - опять же, для тех, что сталкивается с этим впервые, сюрпрайз сотого левела - повторные попытки сдать тест - опять 80% штраф! Больше ста курсов, я повторяю,- местами фантастических, умных, полезных курсов от ведущих мировых ВУЗов - и первый, кто придумал штрафовать за повторные попытки - наш родной ВШЭ. Ясное дело, узнаешь об этом по факту (а надо было читать инструкцию по применению!- скажут они). На второй неделе, видимо, под впечатлением от визгов разъяренных пользователей, выложили в шапке информацию "Обратите внимание, мы тут такую штуку придумали - штрафовать вас за повторные попытки - вторую, третью и т.д.". Но с первой неделей было весело - вот вам 3 попытки ("щедро",- подумала я, обычно 2 дают), штрафуйтесь на здоровье.
Ну и вопросов - их должно быть не 10, как всегда, а 12 (мне в школе вечно задавали не 1 страницу, как в обычных школах, а 3, а лучше 5 - и лучше всего, на завтра! чтобы не было времени "глупостями заниматься").
А, и еще видео должны быть - подлиннее, посолиднее, это серьезный предмет, не маркЕтинг вам какой-нибудь!
Нет, трагедии тут никакой нет. Просто половина юзеров, которые планировали получить сертификат, и получили вместо своих 85% за тест, 13%, за 10 правильных ответов из 12, просто отвалились и не стали его оплачивать. Подумаешь? Кто думает о деньгах, если главная цель - опустить студента и сразу показать ему его место - достигнута?
Право слово, глядя на Учебный план, я долго гадала, как им удастся затеоретизировать вот эти практические знания и навыки, которые предусмотрены на вторую неделю. И пошла смотреть вторую.
И тут случилось почти чудо. Сергей Степанов - представитель молодой волны преподавателей, который уже осознает, что дать теорию и убедиться, что студенты осознали свою ничтожность перед лицом практики, увы, уже недостаточно. Да и предмет, о котором ему предстоит поведать заинтересованным слушателям, конкретно намекает на практику. Сергей справляется с задачей не в пример лучше - говорит все так же на перемотку 2,5х, но уже с практическими примерами к пугающим новичка формулам. Но и тут - практика вроде прорабатывается, хорошо, но на нежизненных примерах, недоработка по вычислениям, методики расчета формул, от которых волосы встанут дыбом у любого начинающего, отсутствие отсылки для пополнения знаний для тех студентов, которые не вчера закончили школу и кубический корень в гробу видели в белых тапочках, а не на доске вчера. Но зачем капризничать - это же реальный прогресс!
Я вполне допускаю, что третья, четвертая и далее везде - недели - заставят меня передумать и пасть на колени от восторга. Но шансов, прямо скажем, очень мало. Более того, я не сомневаюсь, что в ВШЭ работают прекрасные, думающие, лучшие в стране преподаватели, но... расколдуйте их, кто-нибудь! Ну хватит уже бубубу, хватит скидывать нам прекрасных представителей тYнеядцев, у родителей которых хватило денег и сноровки на Вышку, но не хватило времени научить детей учиться и требовать с бубубу-преподавателей практических навыков, с которыми можно не только к доске встать, но и к условному станку, то есть начать их применять на практике сразу после освобождения из ВУЗа, а не после пары лет обучения на рабочем месте. А то они потом ходят с таким же серьезными лицами, как вы на видео первой недели, и верят, что много знают и дофига умеют. А по факту у нас помощник бухгалтера в первый день обучения в компании получает в три раза больше знаний, чем среднестатистические выпускники престижных ВУЗов.
В общем, я к чему - дожить бы до тех времен, когда наши "ведущие" научатся хотя бы так -
https://www.coursera.org/course/accounting (кстати, горячо рекомендую тем, для кого актуальны эти знания). Хотя бы - потому что и тут многое можно улучшить, получше "приложить" к практике, но это же небо и земля! Все раскладывается до ниточки, без "это вы уже должны знать", на практических примерах, добиваясь досконального понимания каждого вопроса, с шутками, добротой и наставничеством - и все это в онлайн-формате. Вот таким оно должно быть - мое любимое онлайн-обучение.
Убрать бубубу и высокомерие, добавить практику - живую, настоящую, осязаемую ("Аэрофлот" и его отчетность по МСФО тоже подойдут, но, увы, не всем выпускникам, чисто по теории вероятности, судьба стать финдирами "Аэрофлота", остальные, если дома сидеть не будут, пойдут в малый и средний бизнес работать, а про это им вообще ничего не рассказывали), подкинуть побольше дружелюбия и объяснений, раскладывания по полочкам, пока последняя капля знаний не впитается в неокрепший или уже застывший намертво мозг студента - и, тадам, случится чудо, студенты станут не такими уж тупыми и безынициативными, а работодатели перестанут плеваться ядом прямо на красные дипломы выпускников российских ВУЗов.
И главное - не нужно читать учебник, и даже переведенный в диаграммы учебник читать не нужно! И даже с крутым пультом, переключающим слайды в PowerPoint учебник читать не надо! Надо брать теорию, перемалывать ее в СВОЕЙ голове, и давать студентам готовый продукт - небольшой концентрированный в удобном для понимания виде кусок теории и сразу же - как эта теория выглядит на практике, ЗАЧЕМ вообще она, КОМУ ЭТО НАДО, кроме тех, кто напротив вас сидит ежедневно и срок мотает до диплома.
А пока разговор со всеми выпускниками лидирующих ВУЗов мы начинаем словами "Здравствуйте! Давайте начнем с вводного курса... Счет-фактура - это...". И мы не говорим "документ, утвержденный Постановлением... и являющийся необходимым и важным условием соответствия качества бухгалтерского и налогового учета требованиям...". Потому что люди, к нам приходящие, формулу NPV знают, а вот как счет-фактуру на 20 миллионов проверить - нет.
И так - КАЖДЫЙ раз. МГУ, ВШЭ, Финансовая Академия и другие уважаемые ВУЗы! На самом деле, ваших студентов учим мы, работодатели. Это мы им рассказываем, какие бывают организационно-правовые формы в реальном мире, а не все эти ваши то, что там написано в учебниках (обновите прошивку, кстати, все давно изменилось, а в учебниках - все те же на манеже). Мы рассказываем, чем на практике, а не в бубубу-теории отличается упрощенка, какие у нее плюсы и минусы. Мы рассказываем, что услуги оформляются актами сдачи-приемки, а товары - товарными накладными (сюрпрайз, ваши студенты не в курсе!). Мы учим проверять документы и находить существенные и несущественные ошибки, из-за которых компания может налететь на миллионы одним махом. Мы рассказываем, про какие финансово-экономические показатели (станковооруженность - наше все!) можно забыть прямо на пороге ВУЗа, а какие применяются в реальном мире (а вы про них рассказать забыли).
И с этим надо что-то делать. Молодежь (возвращаясь к исходному примеру) уже приходит в образование, но и они, по большей части, не успели получить практического опыта, а уже учат. Да, лучше учат, но все же - хочется увидеть своими глазами, как наши прекрасные педагоги начнут наконец-то закладывать в головы наших прекрасных студентов реальные знания, а не выдержки из учебников про народное хозяйство и прочий шлак.
P.S. Мне в этом плане дико удивительны и смешны все эти "диплом одного из ведущих ВУЗов - обязательное условие!" в требованиях к кандидатам в описаниях вакансий. Как будто в другой стране учились, честное слово.
P.S.S. Я ни на секунду не считаю американскую или любую иную систему образования идеальной и прекрасной. Я - конченая идеалистка - и верю в то, что можно взять хорошую базу, перенастроить процессы и вводные, взяв лучшее из мирового опыта, а не все подряд (как убогую тестовую систему) и получить что-то лучшее, чем то, что есть у нас или у "них".
P.S.S.S. Все, что я выше написала, укладывается в краткое мЕнЕджмЕнт, рефреном скачущее по первой неделе курса. Ну вот как так можно?