Теория и практика борьбы с бухгалтерским злом, или Пятилетка за 7 дней

Jul 20, 2014 11:21


Собралась и поборолась вчера за нового Клиента. Зашла - было, как на фото, вышла в 12 ночи. Сегодня повторяю для закрепления.



Бывают проекты, при реализации которых кончаются слова - не только не запрещенные законодательно к публичному применению, но и те самые, запрещенные.

Иностранная производственная компания среднего масштаба. 6 человек бухгалтерии, включая зама и главного. Финансовый директор. Высокие белые зарплаты, офис - вы видите, все дела.

В конце мая определились, что будут дальше работать с нами. ОК. Ждем документы. Бухгалтерия копается. Говорим - давайте, что есть, остальное доделывайте, мы пока проаудируем. Нет, говорят,- "вот уволимся, тогда и аудируйте. А до той поры мы за документы отвечаем, никого пускать не будем". Половина тут же уходит на больничный, с последующим (включая главного).

10 мая мы предлагаем оптимальный вариант - отдавайте, как есть, вот прямо по состоянию на "прям щас". Все сделаем сами. К вам, обещаем, претензий не будет. Ибо нам важно к отчетности восстановиться по максимуму, а по ощущениям уже понимаем, что там кромешный ад и НДС на калькуляторе.

- Да, говорят,- хорошо.

Проходит еще 20 дней. Отдавать документы никто не торопится, несмотря на настойчивые просьбы руководства.

ОК, приезжаем пару недель назад в выходные, смотрим - базы на сервере нет (WTF?!), документы внавалку, папки более-менее только по состоянию на ноябрь 2011 - ну то есть как "более-менее" - слезы, но хотя бы как-то собраны вместе эти документы. Остальное - тупо, на столах.

Тут уже даже суперлояльное и суперопасливое иностранное руководство, под нашим чутким, встает на дыбы и требует ответа. Одна девушка (поответственнее) привозит документы из дома (WTF № 2), остальные говорят - мы свои участки по состоянию на 1 апреля только провели, дальше - мучайтесь, в общем, как хотите.

ОК, выцепили, что есть, зафиксировали.

А теперь - внимание, масштаб катастрофы.

1. 70% документов просто нет.
2. Базу вели через пень-колоду (хотя, по сравнению с другим новым проектом, где базу просто не вели, а начали вести, когда от них решили отказаться, это уже крутой результат). Авансы на командировочные расходы, например, проводили, как зарплату. ГТД не проводили вообще. И так - 90% операций.
3. Выплаты по ГПХ облагали 6% налогом ручными проводками (что это, Бэрримор?).
4. Документы валютного контроля отсутствуют, как класс - подавались только под продажу валюты - так как иначе банк бы не продал.
5. Отчетности в распечатанном виде - нет. Подтверждения отправки - нет. В 1С сформированной отчетности - тоже нет.
6. Налоги считали на калькуляторе. Физически. Сложили - вычли. Не угадали ни разу.

Ну и так - пунктов 100.

6, напоминаю, человек бухгалтерии. Финансовый директор. Меньше 3 лет работы в России.

Мы:
1. Приехали и вывезли все документы.
2. Посмотрели базу - выкинули. Завели новую. Потому что тотал это, а не база, восстановлению не подлежит.
3. Все документы вытащили, проверили, составили сводную таблицу косяков и ошибок, переподшили в соответствии с законодательством.
4. Все документы, банковские выписки, кассовые документы, поступления по ГТД (по 150 позиций мелким шрифтом) и т.д. и т.д. перепровели.
5. Выцепили отчетность из госорганов под улыбки и песни про "сами мы не местные", то есть "я новый главбууууух, старый был ууууух".
6. Подключили электронный обмен документами.
7. Провели сверки с доступными поставщиками и заказчиками.
8. Попутно консультировали Клиента по наболевшему, а наболело там такое, что у меня уже мозг взрывается отвечать.

Сегодня 7-й день. 15-го сдали отчетность в ФСС, ужаснулись масштабу катастрофы там, разобрали до нитки все начисления и перечисления, пересдали отчетность. Завтра - финальная проверка. 21-го, в день сдачи НДС, мы будем готовы сдать первую достоверную отчетность в истории компании.

7 дней. Я подчеркиваю - СЕМЬ дней. Да, с привлечением тяжелой артиллерии и с пахотой 24/7, но 6 бухгалтеров и финдир за 3 года даже не приблизились к результату первого дня нашей работы.

Да, нам предстоит еще многое там разгрести - из того, что не влияет на скорость (отчетность), но влияет на проверки. Зато мы параллельно поставили управленческий учет - уже сейчас, пожалуйста, пользуйтесь, все готово. А там этого и в помине не было. Глава компании - иностранец - перебивал все в Excel для внутренней отчетности.

Каждый раз, когда я описываю новые проекты, я получаю комментарии "ой, странно, ну разве такое может быть?".

Гайс, МОЖЕТ, если использовать это слово, быть другое. А вот ТАКОЕ (не до такой, правда, обычно степени) - на каждом шагу. Конвульсирующие от собственной значимости главбухи с отдельным кабинетом и 6 подчиненными, а также с подружкой по чаепитиям - финдиром,- так вот, главбухи, которые допускают такое и увольняются со словами "вообще, стоило бы вас [работодателя] по судам потаскать, но не хочется мараться. Такой специалист, как я, работу найдет за день",- встречаются на каждом шагу.

И у каждого из них - диплом профбухгалтера. У каждого. Это я к вопросу о лицензировании.

И отдельная печаль - в этом квартале у нас 3 таких проекта. Пришедших к нам в последний момент и запущенных. Вообще, много в последнее время таких. Или нам так везет, или, и правда расслабились все.

P.S. Кейс публикуется с согласия Клиента, естественно (как и всегда). Когда спросила, можно ли, без явок и паролей выложить, Клиент разразился речью на тему "если бы не политика Головного офиса, попросил бы Вас с явками и паролями выложить. Потому что такую профессиональную распущенность я и представить себе не мог. И потому что завтра все они пойдут устраиваться на новую работу, восхвалять свой профессионализм и гнобить меня. И это злит меня просто невероятно".

тунеядство, бизнес, аутсорсинг, консалтинг

Previous post Next post
Up