Сделайте меня главной по въездному туризму!

Oct 09, 2010 10:50

Вот я поражаюсь. Только что закончилась встреча с Клиентом в одной из московских кофеен - крупной, сетевой. На моих глазах человек (не мой Клиент, по виду - кореец) подходит к бариста, просит по-английски латте и сэндвич с курицей. Девочка демонстративно и с едким выражением лица, по-русски: "Я не говорю по-английски, говорите по-русски!".

Елки зеленые, как же я не люблю людей, которые кичатся своей необразованностью. Я бы на ее месте стеснялась и краснела, а тут нет - человек горд собой! Поразительно! Более того, от предложенной помощи она отказалась. Правда, я все равно сделала заказ за этого человека, он-то помощи был рад. Честно сказал, что неприятно поражен уровнем незнания английского в "мировой столице".

В этой связи хочу поднять тему въездного туризма и сложностей иностранца в Москве. Мое мнение я высказала в блоге Тины Канделаки недавно. Немного сумбурно, но если учесть, что писалось это все в течение 10 минут, думаю, простительно.

"Я спрашиваю у своих иностранцев, как им Россия, что нравится, что не нравится и очень внимательно слушаю. Например:

1. Реально очень мало кто говорит по-английски. Это вопрос образованности граждан, к сожалению. Когда в "Елисеевском", куда регулярно приводят группы туристов, ни кассиры, ни работники зала не говорят по-английски вообще (что особенно пикантно, если учесть их космические цены) - с моей точки зрения, это полнейшее безобразие. С проблемами люди сталкиваются повсеместно - в гостиницах (за исключением пары, где стоимость номеров начинается от 1000 Евро), персонал не говорит на английском (я молчу про другие иностранные языки) или "заявлено, что говорит", но понять их нереально. Я постоянно работаю переводчиком в кафе, аптеках, том же "Елисеевском" - просто не могу пройти мимо, когда человек пытается объяснить, что ему нужно, а его не понимают :) Да что там говорить - посмотрите, как иностранцы проходят паспортный контроль в аэропортах.
Мечты о работниках того же "Ашана", говорящих на нескольких языках (там мне встречались говорящие на 3-4 языках), - в России не более чем мечты. На внутренних рейсах (например, в Иркутск для путешествующих на Байкал) - опять проблема с говорящими по-английски и звуковой информацией для иностранцев, на большинстве рейсов все чисто по-русски :) Хотя ситуация исправляется.
Как минимум, нужно наклейки сделать на кафе, ресторанах и прочих "говорящих" местах "Foreigners friendly (ENG / ESP / DEU) и так далее - чтобы люди могли не боясь заходить (сегодня с утра в Старбаксе (!) на Камергерском разговор двух американцев, мнущихся на входе "Слушай, кофе-то я объясню, а вот кушать очень хочется, надо будет пальцем что ли тыкать!". А в Старбаксе, тем временем, с английским все нормально, но вот ощущение у иностранцев уже совсем другое к моменту прихода туда.

2. Кириллица всегда, кириллица везде - наш лозунг. Да, в метро карта (жутким образом!) дублирована на английский, названия улиц на светящихся указателях - тоже. Но и все, собственно. Объявления в общественных местах - только на русском, на самих домах таблички с названиями улиц - аналогично. Звуковые объявления в тех же аэропортах - форменное безобразие (кроме, пожалуй, Домодедово). А переходы в метро? По-русски-то не всегда понятно, куда идти, а когда они даже буквы разобрать не могут (вы хорошо ориентируетесь, например, в греческом хотя бы, а лучше в китайском)?

3. Такси - отдельная песня. Все мои передвигаются на аэроэкспрессе - тоже не айс, тоже не очень понятно, но хотя бы безопасно и не надо объясняться с суперэрудированными бомбилами, коих у нас большинство.

4. Безопасность - главный враг российского туризма. Нет у иностранцев ощущения безопасности нигде - ни на улице, ни даже в отеле. Комичный случай, но факт - приходит Клиент из Чехии ко мне на встречу, в костюме и, как водится, с огромным рюкзаком. Я у него под конец, когда он одевается, спрашиваю "Уезжаете сегодня уже, да? (намекая на его чемодан)". Он удивленно "нет, а почему?" Говорю про рюкзак. Смеется "Да нет же, просто понимаете, мне говорили, в России нельзя оставлять вещи в номере гостиницы, обязательно украдут, а у меня там лэптоп, одежда для встреч и вообще..." (жил человек в Мариотт Аврора, если что). Люди боятся к нам ехать - боятся милицейского произвола, бандитов, диких русских. И вот с этим надо бороться.

5. Визовый вопрос - едва ли не главное препятствие. У меня знакомая пыталась пригласить приятеля из Испании и оформить все официально. Потеряла полтора месяца, чтобы только сделать приглашение (в итоге так и не смогла, загоняли по кабинетам, потом долго тянули) - в итоге, плюнула, пошла, купила приглашение и визу в специализированной конторке и все, ноу проблем. У иностранцев другой менталитет, в основе своей. Они не понимают нашего бюрократизированного порядка. Вспомните, как Вы получали визу в европейскую страну и сравните с порядком получения нашей. Рехнуться можно. В итоге процветают карманные фирмы и страдает туризм.

6. Ну и цены - да, отели, рестораны, магазины - сами знаете, у нас в космосе по ценам. Хорошие отели можно пересчитать по пальцам, да и то - в Москве и Питере, в основном. Качество отельной базы - отдельная песня, мы застряли в глубоком "Интуристе" и никак не поймем, что вот эта горка из 70х с мягкой плюшевой тройкой - это уже давно не люкс. Работать над качеством услуг отели российские в большинстве своем (99%-м) не готовы. Например, я, будучи специалистом в этой области, работаю с греческими, испанскими, итальянскими отелями, от российских заказов просто нет - если и занимаются сервисом и улучшением facilities, то опять же - с целью управляющего прикарманить немного денег владельцев через свою фирму. Ну нет у нас культуры отельного бизнеса практически. В Питере чуть полегче, в Москве вообще беда.

7. Въездной туризм как рынок душится "свыше" всеми силами - дорогущие фингарантии и прочие законодательные требования к фирмам, которые могли бы этим заниматься, таковы, что работу в этом бизнесе начать почти с нуля нереально. В итоге им занимаются не увлеченные энтузиасты, а сытые и довольные полторы фирмы, которым ничего особенно не надо. В итоге туристов у нас возят на 60-летних Икарусах еще более возрастные и уставшие экскурсоводы-преподавательницы-инъяза-на-полставочки.
8. Отсутствие государственной поддержки въездного туризма - туристических офисов, программы по открытию гостиниц (как в Греции, например, с льготными кредитами, налоговыми льготами и прочими преференциями), разработки совместных программ правительства Москвы и авиакомпания (как в Будапеште, Дубаи) и так далее. В том состоянии, которое мы имеем сейчас, господдержка очень нужна. У нас даже есть профильные организации, которые по сути не работают.

В общем, надо продумывать всю цепочку, чтобы:
- иностранцам было не страшно (такси, отели, пропаганда "нормальности" России) - но это слишком глобально, чтобы бороться с этим в рамках проекта по восстановлению въездного туризма;
- иностранцам было понятно (обязательное дублирование на английском, требования к работникам аэропортов, крупных магазинов, сетей кафе и ресторанов по найму англоговорящих сотрудников (в пропорции к общему числу работников), те же наклейки-подсказки на дверях (вместо жутких желтых кружков, которые якобы должны помогать незрячим);
- желающие могли работать на рынке въездного туризма без огромной платы за вход на рынок."

Мое глубокое убеждение - в нынешних условиях обязательно нужно назначать ОДНОГО человека, который бы занимался вопросом привлечения туристов в Россию. Не очередного старца-чинуша, не подругу друга, не питерского, ебургского или чебоксарского, с которым учился-женился, а человека, реально болеющего этим делом - только так можно поставить на ноги въездной туризм, получив дополнительный доход, а заодно избавившись, наконец, от репутации страны с медведями на улице и массовыми расстрелами на Красной площади.

Я, например, с удовольствием занялась бы этим проектом. А Вы? Какие у Вас мнения, идеи на этот счет? Делитесь!

сервис, 4bs

Previous post Next post
Up