Вот яркий пример режиссирования у автора заметок -
В только что приведённом мною отрывке обратите внимание на периодически возникающие болезненные аккорды у деревянных духовых, напоминающие не то вздох, не то всхлип, не то клич усталого назгула. Что это такое? На примере этого связанного с образом Хагена лейтмотивчика я хочу продемонстрировать, чем режиссёрское мышление отличается от музыковедческого. Я не знаю, как этот лейтмотив окрещён в соответствующей литературе, и мне это, признаться, неинтересно. Мне даже не очень интересно, что он на самом деле означает, поскольку означает он прежде всего сам себя. Но мне чрезвычайно интересно, как заставить присутствующую на спектакле публику его услышать. В наушниках-то любой дурак услышит, а вот где-нибудь в третьем ярусе... Что происходит на этих жалобных звуках? Что их порождает? Может быть, в эти моменты Хаген смотрится в зеркало и вздыхает по своей не успевшей расцвести юности? А может, он - весь такой болезненный - страдает нервным тиком, проявляющимся на этом лейтмотиве? Или же под эти звуки он любовно поглаживает своё копьё, предвкушая, как убьёт им Зигфрида? Я привёл три с ходу пришедших в голову варианта. Возможно, все они по здравом размышлении окажутся непригодными. Но так или иначе, эта проблема должна быть решена. Отдать её на откуп дирижёру - схалтурить. А таких проблем в любом оперном спектакле сотни.
Молодец автор! Я недостаточно хорошо знаю «Гибель богов», чтобы возражать или соглашаться в данном случае. Просто восхищаюсь - восторгом автора, и побочным продуктом этого восторга - режиссурой.
(Кстати, интересной личностью, судя по всему, была мама Гунтера и Гутруны, которая за деньги дала Альбериху. Мне кажется, это важное обстоятельство. В каких правилах такая мать воспитывала своих детишек? Вагнер не устаёт напоминать нам, что Зигфрид попал в сомнительное общество).
Как сказать, как сказать. Зифгрид, между прочим, сын весьма близких родственников. Возможно, это компенсируется супергенами дедушки. Но, собственно, Вагнер напонимает не о положении самого Зигфрида, а просто дополняет биографии героев для полноты драматугрической гармонии. На мой взгляд.
Ещё одна постановочная загвоздка. Почему, когда в финале оперы Брюнгильда целых двадцать минут "распинается" на философские темы, Хаген, всё это время присутствующий на сцене, не делает попытки отобрать у неё Кольцо? Он что, такой галантный джентльмен, что не может применить насилие к даме? Вряд ли, ведь как только Кольцо попадает в руки к русалкам, он очертя голову бросается за ним. Почему же он медлил до этого? Надо найти причину, а главное, и это самое сложное, придумать, как сделать эту причину понятной для зрителей. Голова кругом идёт! Неудивительно, почему Ларс фон Триер после многолетних репетиций отказался от постановки "Кольца нибелунга". Удивляет только поразительная честность этого художника.
Возможно, Хаген испытывает некий страх - и перед речью Брунгильды, и перед самой Брунгильдой. А возможно, это просто одна из вагнеровских нестыковок - у него их не так уж и мало, и не только в «Кольце». Многое оправдывает музыка. А нестыковки, накладки - необходимы, кстати говоря. Гармония не терпит машинной идеальности. Так решил Самый Главный Художник, от этого никуда не денешься.
А в случае с Вальтраутой, кстати, Брюнгильда поступила даже благоразумно. Ведь отказавшись от подарка своего возлюбленного, она в какой-то мере отреклась бы от любви, а значит... А значит, автоматически попала бы под "юрисдикцию" проклятия Альбериха и навряд ли сумела бы благополучно донести Кольцо до Рейна. Вагнер очень ясно напоминает нам о такой возможности. "Я никогда не отрекалась от любви", - гордо отвечает Брюнгильда Вальтрауте и поёт при этом тему отречения от любви - ту самую, с которой когда-то начиналась вся эта история.
Честно говоря, я никогда до того, как прочел эти заметки, не задумывался над этим аспектом. Хорошо подмечено.
Далее автор заметок лихо излагает события финала и разбирает несколько музыкальных фрагментов (включая так называемый «траурный марш Зигфрида». Мне очень понравилось.
Продолжение следует.