Заметки о заметках (Кольцо Нибелунга) (окончание)

Aug 07, 2009 20:11

Далее у автора заметок - кода, эпилог, и меня в этом эпилоге кое-что зацепило.



И Вагнер взбунтовался. Как я себе представляю, он рассуждал примерно так: "Почему в каждой опере у главного героя должна быть ария, состоящая из быстрой и медленной части? Почему необходим секстет или септет, когда персонажи стоят в ряд перед рампой, смотрят на дирижёра и думают только о том, как бы не разойтись, а не о сценическом действии? [...] Почему, ё-моё, я должен заниматься преодолением этих надуманных трудностей, вместо того чтобы сосредоточиться на трудностях реальных: на разработке правдивых характеров и конфликтов, на создании нужной атмосферы и т. п. Забот и без того хватает, зачем их без надобности множить?!" Всё это нам кажется банальностью. И вот в этом-то и есть главная заслуга Вагнера - в том, что нам теперь так кажется.

Ну-ну. Давайте все-таки не забудем, что Верди был не просто современником Вагнера, а его ровесником. И пики вдохновения у них более или менее совпадают. И не забудем, что оперное наследие Верди - не менее великое, чем оперное наследие Вагнера.

Не будем также забывать, что с легкой руки Вагнера очень много людей, которых композиторами назвать - язык не поворачивается - не обладая ни музыкальным, ни драматургическим даром Вагнера, стали клепать напропалую всякую хуйню - без арий, дуэтов, хоров, затем без мелодий, и затем - даже без гармонии. И их произведения ставили и ставят в оперных театрах в ущерб тому же Вагнеру, и портят вкус слушателям. Не будем забывать, что незадолго до смерти Джакомо Пуччини написал в письме к знакомому - «Опера умирает, потому что аудитория готова терпеть длинные музыкальные опусы без мелодий». Так что то, что «это нам кажется банальностью» - заслуга весьма и весьма сомнигельная. Теории Вагнера хорошо сочетались с талантом самого Вагнера. Но они же дали широкое поле деятельности - серой посредственности. От которой уже во времена Вагнера житья не было, а сегодня и подавно.

Подобное этому пассажу в заметках Антона Гопко есть в «A Perfect Wagnerite», Бернарда Шоу. Я настоятельно рекомендую любителям оперы прочесть две статьи Шоу - о творчестве Верди и об опере Чайковского «Евгений Онегин». Подсказываю - величие английской культуры поражает воображение. Наследие огромно! У английской поэзии нет равноправных конкурентов. Английская драматургия - глыба! А уж английская проза - ну, что говорить, сами знаете. Но, в силу ли погодных условий, или политических вывертов, или еще чего-нибудь, у англичан все уходит в слово. Англичане, даже ирландского происхождения (как Шоу) ни хуя не понимают в музыке. И никогда не понимали. Так получилось. Поэтому они воспринимали всегда, в основном, лишь техническую часть этого вида искусства. Вдохновение в музыке англичанам недоступно. Английские композиторы (смешно такое даже писать, ну да ничего) овладевали формой - форме можно научить кого угодно. Оперетты Гильберта выдержаны в ключе написания оперетт. А почему Гильберт не Оффенбах и не Легар? Потому что англичанин. Есть еще Бенджамин Бриттен, но это совсем грустно. И есть Дилиус - ну, те, кто слушает Дилиуса, и говорит, что им нравится - «уже получили награду свою».

Так вот - не след уподобляться англичанам в оценке теорий Вагнера. Потому что на самом деле никаких теорий у Вагнера не было.

Нет, он, конечно же, писал о них, фиксировал, и даже «следовал» им. Но теория Вагнера - иллюзия. Вагнер писал, как писалось, по вдохновению, когда ему не мешали. Иногда у него зашкаливало упрямство, чаще гений его брал над упрямством верх. Слово «лейтмотив» придумали после смерти Вагнера. Фразу «бесконечная мелодия» - кажется, тоже. (И, между прочим, к примеру, виолончельная тема в диалоге Риголетто и Спарафучиля - вполне себе «бесконечная» мелодия, тоже в тонику не уходит).

А в его время... Я думаю, мы даже не можем себе вообразить, насколько авангардной, дикой выглядела его музыка в середине XIX в.

Безусловно. Особенно по сравнению с сегодняшним «роком», коему уже за шестьдесят лет, и который никак не сдохнет, блядь. «Современная» музыка. А, да, чуть не забыл, а ведь только что написал - «Бриттен». Да, тоже очень авангардно. Только почему-то все его авангардные оперы написаны до моего рождения. А «авангардная» музыка Шенберга и Берга - и вовсе до Второй Мировой. И как тогда она была скучна и бессмысленна, так и сегодня. Ну, знаете. Вагнер в свое время ушел из зала через десять минут после начала исполнения какой-то симфонии Брамса. «Почему?» спросили его. «А скучно» - сказал Вагнер. «Ничего не происходит».

Но теории тут не при чем.

И Вагнер проявил невиданное мужество: выработав свои принципы, он беспрекословно им следовал. Разве не мог он писать "привычные" для слуха оперы - хотя бы иногда, просто для заработка? Конечно, мог. Но предпочёл бедствовать, терпеть непонимание и насмешки, однако писать только то, что считал нужным.

Почему ж. «Майстерзингеры» вполне для денег написаны. Правда, больших денег не принесли. Вообще Вагнер поставил своеобразный рекорд - ему удавалось подолгу жить в роскоши, а долги превышали доходы во много раз всю жизнь, до самой смерти.

Нечасто, но приходится сталкиваться с мнением, что Вагнер оказался своего рода "тупиковой ветвью эволюции". Это, конечно же, совсем не так.

Веристы из Вагнера вышли. Какая ж тупиковая ветвь!

Во-первых, многие композиторы благодаря ему почувствовали невиданную прежде свободу творчества - поняли, что если обходиться без штампов, то мир не рухнет.

Да, но Вагнер как-то забыл сказать в каком-нибудь письме или какой-нибудь статье, что сперва композитору нужно иметь талант. А свобода - палка о двух концах.

Почему в Израиле не любят Вагнера? Потому что его любили нацисты? Но он-то в этом не виноват, он умер в 1883 г. Вот Рихард Штраус тот застал и даже пережил Третий рейх и дирижировал лично для Гитлера. Однако его оперы идут в Израиле с большим успехом - правда, надо признать, с относительно недавних пор. О подобной "амнистии" для Вагнера даже речи не идёт.

Тогда, возможно, Вагнера в Израиле не любят за то, что он был антисемитом? Это объяснение также не выдерживает критики. Антисемитом был и Мусоргский, однако это не помешало на открытии (!) Новой израильской оперы - главного оперного театра страны - давать "Бориса Годунова". Значит, дело не в этом, а в чём-то другом. В чём же?

Моё объяснение крайне простое: Вагнера не любят в Израиле, потому что его не любят нигде. Все бы его с радостью запретили или замолчали, будь он чуть менее крупной фигурой. Такой бескомпромиссный, неразвлекательный, громоздкий, ни на что не похожий. Однако послушав Вагнера и привыкнув к его языку, очень трудно всерьёз воспринимать "Травиату" или "Лючию ди Ламмермур" (при том что это безусловные шедевры), а касса-то делается на них...

Занимательный пассаж. Мне очень понравилось. Своеобразная интерпретация. Вагнера также запрещали мимолетно в России и в США, по разным причинам, в основном во время Второй Мировой. Я думаю, что запрещают (кого угодно и где угодно) по тупости тех, кто запрещает. Всегда. А предлог значения не имеет. (К примеру, официального запрета на музыку Вагнера ни в России, ни в США никогда не было. Официальный запрет - это вообще более или менее мифология. Запрет - это когда молчат, или говорят «нам это не нужно» - за всю страну. В США Вагнера не исполняли в то время, когда в сводках новостей перед выдержками из речей Адольфа Гитлера играли лейтмотив Зифгрида. Ну, типа - «Во вчерашней своей речи Адольф Гитлер сказал .... (играется лейтмотив, затем следует речь Гитлера).

Касательно же трудностей восприятия «Травиаты» всерьез - мое пожелание автору - восторг восторгом, люблю, уважаю, но иногда нужно и меру знать. Мера - сестра гармонии. Выключите проигрыватель на месяц, не слушайте никакую музыку вообще, избегайте. Потом попробуйте послушать «Травиату». Трудности отпадут сами собой.

В общем, несмотря на мое несогласие с автором заметок то тут, то там, мне эти заметки ужасно понравились. Всем рекомендую!
Previous post Next post
Up