Когда мы говорим «Европа», мы не имеем в виду, к примеру, Минск. Или, скажем, Тифлис. Или даже Тулу.
Собственно, и Варшаву не имеем в виду. Да и Прагу.
И Балканы не имеем в виду.
С натяжкой можно считать Испанию Европой.
На самом деле «Европа» в нашем понимании - это Италия, Франция, Германия, и Англия. И всякие примкнувшие к ним недо-государства типа Бенелюкса и Монако.
То бишь, «Европа» - это цивилизация, типа, «изначальная». То бишь, римская.
И это тоже не совсем верно.
К примеру, Англия, даром что бывашая римская колония, присоединилась к этой оси аж в восемнадцатом веке. В момент, когда, благодаря заокенаским своим колониям и некоторым особенностям островного бытия правящая верхушка Англии приобрела огромное влияние в мире финансов. И могла себе позволить спонсировать войны между иными странами в своих интересах.
Тогда как раз и вспомнили (причем даже не сами англичане по первости), что был, к примеру, такой драматург - Уильям Шекспир. Который, в то время, как Англия была захолустьем страшнейшим, писал забавные пьесы, из текстов которых видно, что автор был неплохо образован, хорошо знаком с языком законников и, по ассоциации, с латынью, неплохо знал историю и ненавидел французов. Свой человек. Цивилизованный.
Как показывает история - есть цивилизация изначальная, в нынешнем исполнении - греко-римско-христианская, и есть те, кто ее копирует - кто-то более успешно, кто-то менее. Чем лучше копируют (иногда превнося в копируемое и свою, типа, лепту), тем цивилизованнее страна. (И когда копировать перестают, степень дикости начинает сразу расти по экспоненте. Ну вот хотя бы как в Советском Союзе. До сих пор ведь икается).
Что не так с Испанией?
Ну, понятное дело.
Рухнула западная часть Римской Империи, пал Вечный Город под натиском дикарей, не сумев их переварить (слишком много их было единовременно, вместо ассимиляции получались гетто). Византия, на востоке, выстояла - но при этом застыла, стала статичной. Византийские архитектурные изыски почти не разнятся по эпохам. Никакой новой литературы за почти тысячу лет суверенного существования Византия не придумала. Музыки и живописи тоже. Законы (подобие римских) устарели и превратились в фиговый лист.
Некоторые интеллектуалы склонны валить на «церковное мракобесие», но никакое мракобесие не может существовать десять веков подряд без перерывов, это нонсенс. Тысячелетний застой - это что-то вроде Египта ведь, не так ли!
Так. Причины были, но речь в данный момент не об этом.
Нагрянувший с востока Халифат, поцапавшись некоторое время с Византией, пошел по линии наименьшего сопротивления. Халифы - не Чингизхан, и какое-то любопытство, и даже почтение к тому, что они увидели, прибыв, наличествовало. Недостаточное, чтобы что-то сохранять, но было.
В общем, Северная Африка, римская, просвещенная и изнеженная, пала очень быстро. При этом халифы не особо что-то там рушили и жгли.
Как так? А куда же делись две дюжины римских городов? С водопроводами, канализацией, банями, театрами, храмами и так далее?
Да так как-то. Сами упали в пыль. По недосмотру. Остались какие-то крохи тут и там. Халифы не рушили - но и не ремотировали. Любопытно, да, но все равно - «это все не наше, чужое, нам чуждое».
С таким же настроением они переплыли Гибралтар и вторглись в Иберию-Испанию, и захватили ее более или менее целиком.
Слегка ожирев на испанских харчах, знать халифата захотела вдруг роскоши. И тогда они вспомнили Византию, с которой цапались. И - своими ли силами, или призвали архитекторов из дальних (цивилизованных) земель, но - стали они строить в Испании дворцы на византийские темы. Так появился «мавританский стиль». Более или менее.
Но халифам было мало, и они двинули дальше на север, через горки - в королевство франков. Смею сказать, что если бы поход этот оказался удачным, цивилизация уснула бы еще на пару тысяч лет, со статичной Византией и одичавшей Европой.
Но тут явился Шарль Мартел, дедушка Шарлеманя, парень решительный, и, дав бой при Пуатье, погнал халифов обратно - в Испанию.
После чего началось в Испании «иго», которое, строго говоря, длилось не полтора века плюс один век рабовладельческого цирка, как на Руси, а целых восемь веков.
Вековая реконкиста сильно повлияла - и на испанский характер, и на качество копирования цивилизации.
Филипп Второй очень помог было - и искусствам, и драматургии в частности, но после него опять заглохло. Иногда в Испании что-то всплывало - неожиданно вдруг является какой-нибудь, к примеру, Гойя. Но - раз от разу.
Испанцы много плавали по морям, обзавелись колониями - но, в отличие от англичан, обращались с ними как-то неумело и с чрезмерной жестокостью. К тому ж на пару веков назад Испанию отодвинула светская организация, требующая, чтобы ее считали религиозной - Инквизиция. (Светская: когда очередной Папа Римский начал, типа, вякать, что жестокость - это излишне, это уж оставьте, господа, не надо столько народу жечь и пытать - его тут же и отравили. Чтобы не совал свой макаронный римский нос в наши законные испанские дела).
В девятнадцатом веке Испанию сильно потрепала гражданская война, затем Наполеон с пацанами, затем снова гражданская война. В конце девятнадцатого века американцы нанесли испанской морской империи последний удар, и она осыпалась окончательно.
Испания по сию пору - бедная страна.
И все-таки - «почти Европа».
«Тоже Европа» - это категория стран, которым не шибко повезло исторически с копированием цивилизации.
Копировать цивилизацию легче, если уже наличествует какая-то база. То бишь, легче - в тех местах, где жили и строили римляне во время оно. До Скандинавии римляне добирались - и, посмотрев вокруг, уходили обратно. Тоже самое относится к Сарматии - то бишь, ко всем, более или менее, славянским странам. Лес, степь, болота, народу мало, диковатые, нужно очень сильно вкладываться, чтобы что-то получилось - а ведь еще и холод собачий порою. Ну его к лешему, говорили римляне и уходили обратно за Рейн.
Таким образом в «изначальную» цивилизацию не попали нынешние - Чехия, Польша, Словакия, Словения, и восточнославянские земли. Поэтому и дороги такие.
А на Балканы и собственно в Грецию захаживали диковатые османы. С соответствующими результатами.
Нужно также отметить, что, захватив ближний восток, исламские воины слегка остепенились, благоустроились, и даже в какой-то момент стали выписывать себе - математиков ... инженеров ... градостроителей ... из христианской цивилизации ... потом что-то стали делать сами ... Как это нынче называется? «Арабский ренессанс», или что-то в этом роде. И даже начали радоваться. И даже христианство разрешать начали.
Но тут пришел Чингизхан, который был еще более дикий, которому «все это» было не просто по хуй, а еще и ненавистно. И прошел катком по тогдашней Персии, истребив девяносто процентов ее жителей.
Сохранилась переписка послов Чингизхана с послами Луи Девятого (он же Людовик Святой). Луи был отважный парень, но с Чингизом цапаться не хотел. А Чингизу, возможно, стало лень. Не знаю. Так или иначе, «арабскую культуру» и все ее попытки цивилизоваться Чингиз похоронил. Самый непобедимый вояка в истории, кстати говоря. Ничего не построил, ничего не создал - только рушил и жег. И никто его не мог одолеть. О как.
Его последователь Батый пошел северным путем, сжег большинство русских городов, перевалил через Карпаты, нагнал страху на венгров и поляков. Был остановлен ударом в бок чешской конницы, занастальгировал, вернулся. На Русь. Как Вертинский. О Руси мы еще поговорим, тема интересная.
В конце семнадцатого мушкетерского века османы предприняли очередную попытку покорить Европу. По договору с Королем-Солнце, Луи Четырнадцатым - («Вы на нас не нападаете, мы даем вам свободных проход через территорию») османская армия оказалась под Веной.
Ей навстречу по союзному договору выехали двадцать тысяч польских рыцарей. И погнали османов обратно. Цивилизация в очередной раз устояла.
Остаются страны категории «технически, типа, Европа, ха-ха». То бишь, Армения и Грузия. Которые к тому ж еще и бывшие римские колонии!
Что там не так?
Да все те же османы. «Не наше, чуждое, чужое, надо сжечь».
Оно, правда, был у османов Сулейман Великолепный. Который все прекрасно понимал. И хотел у себя завести цивилизацию. Действительно очень хотел. Любые деньги желал платить - ученым и деятелям искусства. Своим, чужим - ему было все равно. Очень хотелось.
Но - один в поле не воин, не так ли.
Поэтому, когда мы говорим «Европа», и подразумеваем «цивилизация», мы имеем в виду именно - Италию, Францию, Германию и Англию. Все остальные - с оговорками.
«Тоже Европа». То есть - «тоже, типа, цивилизация».