Итак, я остановился на том, что Лермонтов с юных, если не с детских, лет осознал себя носителем некого дара. И это осознание поставило некую преграду между ним и окружающими его людьми.
Вообще, что такое дар?
В приведенных
выше словах стихотворения «Молитва» Лермонтов показывает, что наличие этого дара во многом руководит судьбой человека. Жить, имея дар и делая вид, будто его нет, невозможно. Если ты честен с собой, конечно. У Лермонтова дар родился или был вручен в сопряжении со страданием. И потому, это усугубило его одиночество, вытекающее из наличия самого дара:
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный...
«Одиночество» 1830
Почему я пишу, что наличие дара ведет к одиночеству? Давайте зададимся еще одним вопросом. А есть ли люди, не получающие от судьбы, Бога и так далее никакого дара вообще? Есть ли приходящие в мир только потреблять? Я в это не верю! Есть люди, отказавшиеся от дара, но не лишенные его. Это настолько понятно, по крайней мере, с точки зрения христианина, что вряд ли Лермонтов не пришел к такому же выводу. И тогда, он видит вокруг себя людей, которые или совершили преступление против себя и мира, предав свой талант, или же еще не осознавшие наличие этого дара, - кем они должны были стать для мучимого своим даром поэта?
Не отсюда ли его замкнутость и нелюдимость времени учебы в пансионе и университете в Москве? И все это на фоне семейных дрязг, которые сопровождали юношу в ситуации выяснения отношений между его отцом и бабушкой. Отсюда слова:
Никто не дорожит мной на земле,
И сам себе я в тягость, как другим;
Тоска блуждает на моем челе.
Я холоден и горд; и даже злым
Толпе кажуся; но ужель она
Проникнуть дерзко в сердце мне должна?И еще:
И как я мучусь, знает лишь творец;
Но равнодушный мир не должен знать.
1831-го июня 11 дня
Самые близкие ему люди видели в этом состоянии некий «байронизм», не понимая, что Лермонтов не рисуется, а изливает себя в произведениях тех лет.
Безумцы! не могли понять,
Что легче плакать, чем страдать
Без всяких признаков страданья.
Эпитафия, «Прости! увидимся ль мы снова?» 1832
Лермонтов, воспринимая свои отличия от окружавших его людей как следствие дара, не мог позволить себе им спекулировать или устраивать рисовки. Он просто ему служил и с готовностью шел на сопряженные с даром страдания.
Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
Хотя бы вдвое против прошлых дней,
Но только дальше, дальше от людей.
Смерть - Оборвана цепь жизни молодой, 1830
От людей, которые ему невыносимо неприятны в этом «маскераде» великосветской жизни. Название, которое дал Лермонтов единственной своей драме, которую настойчиво хотел увидеть на сцене именно такое - Маске рад. Характеристики, которые дает автор персонажам устами Арбенина предельно жестокие. Не люди, а маски, персонажи фарса, наполненного низменным и отвратительным содержанием - жизнью без служения. И потому такому обществу Лермонтов предпочитает одиночество. Там можно служить своему дару.
Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!
1832г
Особо мне понравившаяся аллегория Лермонтова, когда он, страдая от несения своего креста, завидует волнам морским, как бы говоря о том, что могло быть, коль не служение дару:
Я обожатель их свободы!
Как я в душе любил всегда
Их бесконечные походы
Бог весть откуда и куда;
И в час заката молчаливый
Их раззолоченные гривы,
И бесполезный этот шум,
И эту жизнь без дел и дум,
Без родины и без могилы,
Без наслажденья и без мук;
Однообразный этот звук,
И, наконец, все эти силы,
Употребленные на то,
Чтоб малость обращать в ничто!
«Моряк» 1832
Конечно же, его страстная натура и готовность служения никогда бы не смогли ограничить себя такой вот бесплодной «свободой». И уж тем более он не мог согласиться на предательство своего дара, хотя тяжесть его ношения была чрезмерной в обществе маскерада:
Пора. Устал я от земных забот.
Ужель бездушных удовольствий шум,
Ужели пытки бесполезных дум,
Ужель самолюбивая толпа,
Которая от мудрости глупа,
Ужели дев коварная любовь
Прельстят меня перед кончиной вновь?
Смерть - Оборвана цепь жизни молодой, 1830
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет;
Хочу - и снова затрудненье!
Зачем? что пользы будет мне?
Мое свершится разрушенье
В чужой, неведомой стране.
Я не хочу бродить меж вами
По разрушении! - Творец.
На то ли я звучал струнами,
На то ли создан был певец?
На то ли вдохновенье, страсти
Меня к могиле привели?
1830 маия, 16 числа
Тут мы встречаем новую тему, ставшую частой для лермонтовской музы - смерть. Этот разговор я вынесу в отдельный пост. В приведенном же отрывке мне важно это противопоставление «света» - людей, отказавшихся от дара, и себя - поэта, несущего все тяготы служения дару.
И даже в той шутке в адрес Мартынова, которая стоила Лермонтову жизни, видится неприятие ношения масок. Как вы думаете, с такой искренностью и нетерпимостью к фальши и игре, мог ли Лермонтов жить бесконфликтно? Только если в полном одиночестве:
Утихнет звук сердечных слов:
Один, один останусь я.
«Отрывок» 1830
В том состоянии, когда он ведомый своим даром восстанавливал хотя бы в своем творчестве другой, наполненный смыслом мир:
Как часто силой мысли в краткий час
Я жил века и жизнию иной,
И о земле позабывал. Не раз,
Встревоженный печальною мечтой,
Я плакал; но все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! всё было ад иль небо в них.
1831-го июня 11 дня
Снова этот конфликт Неба и земли. И снова попытка его разрешить. Снова вспоминается лермонтовский «Ангел»…
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники