Все творчество Лермонтова предельно метафизично. В этой фразе я вижу несколько возможных поводов для возражений. Так уж ли и все? Так уж ли предельно? Но, главное, в каком смысле метафизично?
Когда я осознал все эти возможности, то хотел было разразиться рассуждениями о метафизике как таковой. Но передумал. Это уведет в сторону от Лермонтова, и от самой метафизики.
В нашем военном училище несколько пар занятий по физической подготовке были посвящены странной теме, которую мы вслед за преподавателем назвали «сухое плавание». Мы добросовестно (или делая вид, что так) изучали движения того или иного стиля плавания, только стоя на кромке бассейна, а не в воде. И если бы мы не имели опыта настоящего плавания, то мне трудно себе представить каково было бы нам, после этого «сухого плавания» первый раз заняться реальным.
Так и с метафизикой. Не погружаясь в некие сущности и понятия, которые выходят за переделы онтологического опыта, а при этом говорить о метафизике, - это как раз демонстрировать «сухое плавание». Поэтому говоря о метафизичности Лермонтова, я начну с самого простого и достаточно очевидного.
Но все же я обозначу и то стержневое, что, на мой взгляд, присутствует во всем творчестве поэта, наполняя его той самой метафизичностью, о которой я начал говорить. Как я вычитал у кого-то, Лермонтов писал о земле для Неба и о Небе для земли. Во всех возможных интерпретациях этой конструкции, он был певец Неба и Земли, одним словом.
Самое же простое в этой теме и о чем сказано много и многими, это удивительный лермонтовский космический взгляд на Землю.
Погаснул день!- и тьма ночная своды
Небесные как саваном покрыла.
Кой-где во тьме вертелись и мелькали
Светящиеся точки,
И между них земля вертелась наша…
Это стихотворение 1830 года, второе в его сери т.н. «ночных». Поэту 16 лет. Я не буду пока касаться других тем, которые он затрагивает в этой серии. Они абсолютно метафизические. Подражание ли это Байрону, или нет, - я тоже пока оставлю в стороне. Но вот этот взгляд на Землю как планету, несущуюся в беспредельных пространствах Космоса - это потрясающий в своей новизне, близкий к пророческому. У Лермонтова таких мест много.
Вот из очень известного и одного из последних стихотворений 1840 года:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...Или вот снова 1830 год, стихотворение «Смерть - Ласкаемый цветущими мечтами»:
И опустело небо голубое;
Ни ангел, ни печальный демон ада
Не рассекал крылом полей воздушных,
Лишь тусклые планеты, пробегая,
Едва кидали искру на пути.
Я не буду стараться привести все подобные примеры.
Когда я
начал уже писать свой цикл
статей о великом русском поэте друзья мне дали
ссылку на рассказ о Лермонтове моего товарища из Перми Ильи Роготнева. Он филолог и рассказывал несколько об ином.
Но в его рассказе о поэте я нашел еще одну черты этого космизма. Лермонтов говорит о Небе не как о пустоте и царстве смерти, а как о доме. Космос Лермонтова не мертв и бесконечно опасен для Человека, как это рисуется в Западной культуре. Он светел и, если можно так сказать, уютен.
Что это? Откуда это? У Мильтона в его «Потерянном Рае» космос - тоже место сражений и некого историзма. Но не Человека, а Небесных воинств. Там Космос как раз противопоставляется Земле. А у Лермонтова они объединяются в единое целое. Сперва в самом поэте, который и живописует нам эти удивительные картины. А потом и во всем Человечестве, которое вслед за Лермонтовым устремляет взор на Небо не со страхом и упреком, а приветствием в ожидании встречи.
Поэт Неба и Земли. В только что представленном мною наблюдении, в котором я совершенно неоригинален, затронута малая часть огромной этой темы в творчестве Лермонтова. Затронут краешком и очень поверхностно. Погружаться будем в следующих текстах.
Добавить в друзья в:
ЖЖ |
ВК |
твиттер |
фейсбук |
одноклассники