Авва Дорофей предлагал такую схему. Бог - Центр, Солнце. Люди идут к Нему по лучам. И чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. И наоборот. Потрясающий в своей простоте и очевидности образ. Его можно в какой-то степени противопоставить описанному Кругу отчуждения. Потому что, чтобы Человек не делал (ради Бога, ради себя, ради страны), чтобы он не поставил в центр своего движения, он нуждается в других людях. Потому что и пока он Человек!
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мт. 18:19,20)
Сегодня церковь чтит память свт. равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Он вместе со своим святым братом дал нам азбуку для познания слова Божия.
Твердым и Богодохновенным учением
просвещая мир пресветлыми зарями,
обтече, яко молния вселенную, Кирилле блаженне,
разсевая пресветлое Божие слово,
на западе, и севере, и юзе, мир просвещая чудесы.
Сегодня в день памяти «учителя славян» я продолжу разговор и детях, о школе и об их образовании. Вернее об образовании из детей "Человеков". Начав вчера говорить о проекте «Красная слизь» я, конечно же, прежде всего опираюсь на доклад С. Кургиняна «Наш путь» на зимней сессии Школы Высших смыслов, опубликованный в нашей газете.
Начало публикации
тут а далее еще три номера газеты.
В последнем номере с докладом была дана схема
Круга отчуждения. и описания каждого узла этого круга. Сразу отвечаю на вопрос тех, кто не знаком с этим материалом, что речь идет об отчуждении человека от Человечности. То есть того, о чем я начал писать
позавчера и
вчера .
Лучше С.Е. Кургиняна я не скажу и поэтому пересказывать статью я не стану. А напишу о другом. О том, как этот «круг» помог мне разобраться с тем, что происходит с моими детьми.
Мы все замечали, что люди вокруг нас стали какими-то агрессивными и злобными.
Конечно, эти все оценки имеют относительный характер. Для тех, кто успел пожить в СССР эта появившаяся озлобленность более чем очевидна. И самое страшное, что ростки этого ты видишь и в себе. Особенно это заметно за рулем. Едешь и, увидев очередной «блестящий» маневр, подумаешь вслух о его авторе и растущей злобы на улице. Подумаешь между прочим тоже со злостью. Пытаясь объяснить эти изменения я раньше ограничивался констатацией того факта, что вот тебе во всей красе капитализм с его звериным лицом. И тем самым задвигал от себя эту проблему, в том числе и относительно своих изменений.
Но вот я столкнулся с еще одним отклонением в поведении людей, от которого уже так просто отмахнуться не могу. Потому что речь идет о моих детях. Я заметил, что с ними случаются периодические срывы в школе и дома, и в них есть некая система. Обычно все развивается в таком порядке. После некоторого времени проведенного «дома», то есть в домашнем коллективе, будь то каникулы, большие праздники, не дай Бог болезни, ребенок, выйдя в школьный коллектив, вступает с ним в конфликт. Или ругается с кем-то, или подвергается агрессии со стороны этого коллектива.
Обычно это случается в первый же день после выхода. Исключения составляют летние каникулы, когда видимо все дети, возвращаются из домашних коллективов. Тогда время до начала разборок занимает от недели до двух.
Поругавшись в школе, ребенок возвращается домой и в первый день просто переживает. А на второй уже скандалит дома. То есть приносит нечто из школы домой. Кончено для разного возраста и темперамента моих детей есть свои отличия и своеобразие. Но схематично все выглядит именно так.
Сперва мы с женой объясняли все сменой режима: дома - праздность, школа (д/сад) - труд. Но задумавшись, я понял, что дома мои дети все время чем-то заняты. И назвать домашнюю жизнь праздной никак нельзя. Нельзя это объяснить и выходом из небольшой социальной группы в большую. Все-таки семья в 5 человек, плюс заходящие в гости, приходящие родственники, просто заглядывающее на минутку соседи и т.п. - одним словом и это не объясняло ничего. Я разводил руками и списывал на темперамент моих детей.
А теперь разобрался, как я думаю. Первым пунктом в этом адовом кругу расчеловечивания занимает потеря общественного чувства. О нем опять же в Докладе очень
подробно говорил С. Кургинян ссылаясь на работы выдающегося психолога Альфреда Адлера.
Без этого чувства становление личности всегда будет ущербным и потому ребенок пытается в себе это чувство развивать. В семье для этого почва более благодатная. И потому что это семья. И потому что это первый коллектив, в котором социализируется ребенок. И потому, что у ребенка, грубо говоря, нет выбора. Я своих детей в том или ином составе посылаю каждое лето в деревню. Там соседских детей почти нет. С местными дружба не складывается, да их тоже почти нет. И потому хотят они того или нет, а сестры становятся единственной компанией друг для друга.
А потому, все те формы взращивания в себе общественного чувства: просто отношения, игра, любовь присутствуют естественным путем. От этих форм никуда не денешься. Приходится учиться не замечать, или лучше сказать, не акцентироваться на недостатках близких. Это на первой стадии. А на второй, переставать бояться показывать свои слабости. То есть возникает доверие в коллективе, а по существу сам коллектив.
И вот в таком естественном «расслабленном» состоянии мои дети приходят в школу. И тут же наказываются коллективом за эту «расслабленность».
Я вчера писал о том, что мои рассказы о своем детстве всегда вызывают зависть у моих детей. Да, там было больше свободы.
Нас с братом отпускали гулять одних достаточно с младого возраста. А так как я вырос не в Москве, то гулять это значило ВСЕ что угодно. И в лес, и на речку, и с ночевкой на рыбалку и просто с друзьями на всю ночь у костра. Но кроме свободы, как показало изменение отношения моей средней дочери к пионерскому лагерю после моего рассказа о нем, причины зависти и в другом. В этом самом коллективизме, в нормальной дружбе, товариществе и т.д. - то есть как раз в формах воспитания и проявления общественного чувства. В моих рассказах они видят это, а в своей жизни нет.
Даже если ты тянешься к этому, должен быть кто-то кто тянется к тебе навстречу. Дома после схода пены копирования поведения в школьном коллективе это может проявиться. Но чем старше дети, тем шире их мир и шире их коллектив. А там, увы, этого нет.
Теперь я понял, что меня всегда удивляло в отношениях моих дочерей с одноклассниками. Они не могут построить отношения по принципу «мы вместе». То есть реализовать это самое общественное чувство. В школьном коллективе, да и просто в дружеских компаниях превалирует отношения «мы рядом». То есть не коллектив в подлинном понимании, а сообщество одиночек.
Прошу прощение, что я так длинно описал вещи, наверное, понятные большинству. И может быть даже замечаемые в своей повседневной жизни. Но для меня это было открытие. Не сказать, что мне стало легче. Потому, что я осознал безнадежность поисков ответов на вопрос - что мне надо сделать с моими детьми. А что с ним и можно сделать? Делать их готовыми всегда «дать отпор», то есть убивать в них это самое общественное чувство? Но это же, во-первых, противоречит христианским нормам. В следующих текстах я как раз коснусь соотнесения узлов этого самого адова «Круга отчуждения» с христианскими добродетелями и душевными пороками (страстями). Для меня очевидно, что коммунизм, ставящий себе задачей преодолеть этот круг и христианство, ведущее борьбу как раз с этим же кругом именно в этой борьбе близки как никогда и ничто.
А для светских людей я прибавлю во-вторых.
Во-вторых, это аморально по отношению к детям. Да они станут более совершенными бойцами в этом сражении. Но перестанут быть нормальными людьми. Обучения детей выживать по звериным законам борьбы всех против всех это как раз отчуждение от них понятия Человек. То есть реализации этого самого круга.
А если этого мало как аргументации, то есть и в третьих. Дети просто не смогут быть подлинно счастливы, встав на этот круг. Никогда. Потому что человек может быть счастлив только будучи Человеком.
Авва Дорофей предлагал такую схему. Бог - Центр, Солнце. Люди идут к Нему по лучам. И чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. И наоборот. Потрясающий в своей простоте и очевидности образ. Его можно в какой-то степени противопоставить описанному Кругу отчуждения. Потому что, чтобы Человек не делал (ради Бога, ради себя, ради страны), чтобы он не поставил в центр своего движения, он нуждается в других людях. Потому что и пока он Человек!