Левий Матфей с алебардой
Люди, разбирающиеся в сыскном и разведывательном деле, знают, что самую реалистичную информацию о том или ином индивиде или семье можно получить, изучив мусорную корзину клиента. Ровно так же интересующиеся историей могли бы выяснить, как обстояли дела на самом деле в определенную эпоху. Ведь из славословий, наградных листов и королевских эдиктов, демонстрируемых в музеях и библиотеках, можно узнать лишь толику правды о времени, причем совершенно очевидно, что большая часть этого официоза намеренно писалась «в вечность»: чтобы потомки «приняли и поняли». Гораздо интереснее посмотреть на эпоху с обывательской точки зрения. Иногда профаны рассказывают о событиях точнее и правдивее, чем филькины грамоты властных канцелярий.
На взгляд интересующегося реальной картиной древности, евангельский текст - это то самое профанное, мусорное отображение событий. Несмотря на все подтасовки и позднейшие вставки, сделанные людьми очень недурно образованными и действовавшими под контролем властей предержащих. Многочисленным «реставраторам» евангельского изложения не удалось убрать из него самого главного: незначительных деталей (как бы и не нужных в сакральном тексте), по которым легко восстановить, где и когда происходило дело. В Евангелиях нет логики изложения, свойственной всем литературным произведениям до начала XX века. Из этого можно сделать вывод, что перед нами реальные мемуары свидетелей или людей, близких к свидетелям. Кем и когда эти мемуары были положены на пергамент, вопрос отдельный. И, как ни парадоксально, не самый важный. Для распознавания картины мира времен Христа и апостолов «мусорных» деталей в Библии предостаточно. С их помощью считывается и европейская локация, и реальный языковой фон, и даже (с оговорками) временной отрезок, когда описанные события происходили.
Всё это я объяснял неоднократно. И даже был услышан.
К чему веду?
К тому, что изучение мусорного бака - практика неприятная, но чрезвычайно эффективная.
И если хорошенько порыться в исторических отбросах и нескладушках, красиво называемых историками анахронизмами, есть шанс выяснить массу удивительных вещей.
Простой пример.
Из агиографической литературы и истории иконописи хорошо известно, что два апостола Христа - Левий Матфей и Иуда Фаддей (не путать с Иудой Искариотом) очень часто изображались с алебардами. В случае с Фаддеем это объясняют тем, что он принял смерть от удара указанного холодного оружия. С Левием Матфеем сложнее, но, подозреваю, что его алебарда - это некий намек на прошлое апостола, когда он трудился мытарем и выбивал пложенные платежи из народонаселения. В обоих случаях наличие алебард, сопровождающих образ святых, ученые люди называют анахронизмом. А почему? Да потому, что, с точки зрения современной науки, сей вид оружия получил распространение:
а) в Европе,
б) только в XIII столетии.
Мысль о том, что все остальные евангельские улики ведут тоже в Европу и в тот же XIII век, ученых не интригует.
Потому что анахронизмы - это не книжное знание. Профанное. Слишком ненаучное. Как бы ошибочное. Им можно пренебречь. Вот письмами Иеронима нельзя, а древними образами апостолов - пожалуйста.
А корзина уже настолько переполнена апокрифическими (то есть, в общем-то, тоже мусорными) образами, преданиями и свидетельствами, что выстраданные учеными книжные конструкции вот-вот накроет ровным слоем артефактов и псевдо-анахронизмов.
Не хотите замечать алебарды? Ладно, поговорим об анемонах, распустившихся в момент казни Христа. Не любите цветы? Хорошо, тогда о крепостных стенах города Наин. Тоже анахронизм? Может, об изображениях людей в «древних» синагогах Святой земли? Их ведь там быть не должно. По книжному знанию. Или давайте вспомним о том, как Ирод день рождения праздновал. Веков за 18 до того, как это стало принято.
В крайнем случае можем побеседовать об ипподроме из Ветхого Завета.
Он ведь тоже не в своё время залез, не так ли?
Напоминание о мученичестве Св. Фаддея
Св. Фаддей