Второй крестовый. Или не крестовый.

Aug 05, 2022 15:17


Когда речь заходит о втором крестовом походе (условно 1147-1149 гг.), почему-то всегда остается за кадром, куда собственно шли воевать и против кого. В специальной литературе, конечно, указывается, что основной удар приняла на себя отнюдь не Святая земля, однако отчего так получилось, особо не распространяются. А зря. Было бы любопытно оценить картинку с высоты птичьего полета.

Итак, до Ближнего Востока ещё никто не добрался, а Крестовый поход уже начался. С осады Лиссабона. Спрашивается, где Святая земля, а где Лиссабон? Ничего, что ровно в противоположном для европейцев направлении? Видимо, ничего. Как бы это был эпизод Реконкисты.



А кто, кстати, участвовал в осаде? Как нам сообщают, несколько тысяч англичан (хотя какие там англичане в XII веке?!), несколько тысяч немцев (опять же: каких и что им понадобилось за тысячи километров от немецких земель?), несколько тысяч фламандцев (ничего, что фламандский этнос начал формироваться только ближе к XVII столетию?), а также скотты, бретонцы, норманны (видимо, те, которые говорили по-французски, пока все остальные размовляли на латыни) и т.д., а руководил этим сбродом героический герой Афонсу Энрикеш, будущий легендарный первый король Португалии. Почему я называю их сбродом? Ну, составители хроник сурово не отрицают, что после сдачи крепости Лиссабона жителей должны были отпустить, однако мародерство, насилие и избиение местных продолжалось ещё 10 дней. Это на заметку всем, ныне принимающим важные решения. Договорившись с англо-саксами, всегда будешь обманут. Всегда. Пообещают не бить больно, а потом «убьют до смерти», как писали раньше высоким штилем.

Впрочем, ладно. Отвлеклись. Итак, крестоносная рать ещё только отправляется в сторону Святой земли, а второй акт похода уже сыгран. Где? Правильно. На славянских землях. Акторы - типичное зверьё с соответствующими именами: Генрих Лев, Альбрехт Медведь и примкнувший к ним Шипилов Конрад Майсенский. И опять же: шли как бы на Восток, но он неожиданно оказался ближе, чем думали. Не повезло лютичам, ободритам, вендам, бодричам и прочим руянам. Занятно, что концепцию придумали заранее: ну, как галлам Иерусалим, так и нам, любимым, тоже нужен свой Иерусалим. Или хотя бы предлог подвинуть соседей с позволения папской канцелярии.

И вот только после этого папская орда двинулась на Восток, где получила по щам. Причём изрядно так получила. Учитывая, что сами о себе плохого никогда не писали (всех победили, всех!), но признали неудачу, видимо, разгром был эпическим. А всё потому, что восточные пустыни никому, кроме будущих сочинителей «правильной» истории, не упёрлись. Это в Португалии есть виноград, соль и морские порты, а у славян - земли, соль, пушнина и опять же выходы к морю. А Восток? Ну, кому реально был нужен кусок Иудейской пустыни? Порты Тира и Сидона даже сейчас - одно название. На лодочках - да, можно. А в те времена плавание было каботажным, вдоль бережка. Никакого интереса. Ничего полезного.

Вот и возникает серьезный вопрос, какую часть Ойкумены изначально планировали отвоевать у неверных? И не была ли отправка тогда ещё не пушечного мяса на Восток всего лишь прикрытием и заметанием следов?

История Европы, Португалия, война и немцы, христианство, Вопросы теории, Крестовые походы, история славян, Реконкиста, Ближний Восток

Previous post Next post
Up