3. О "Вальтере Скотте" замолвите слово

Mar 17, 2017 04:55

Этот пост планировался как приуроченный к 4 ноября - дню национального единства.
Но руки не дошли, поэтому публикую его 17 марта. Я думал, что ничего примечательного в этот день не было, но жестоко ошибался.

- 156 лет назад было отменено крепостное право

- 26 лет назад был проведен первый (и единственный) всесоюзный референдум "о сохранении СССР".
(за 75 лет устроить референдум всего раз и по такому поводу - очень показательно)

В общем, очень насыщенная у нас на разные события история :)

А написать я хотел, как ни странно, о писателе, которого еще при жизни назовут





русским Вальтером Скоттом

Звали его Михаил Загоскин.

Дворянин, родившийся в год Великой Французской Революции и чуть чуть не доживший до правления Александра II, Михаил Николаевич серьезно поднялся на государственной службе - добился чина действительного статского советника и придворного чина камергера (т.е. непосредственно общался с Императорским двором).
Некоторое время он был чиновником особых поручений при Московском генерал-губернаторе (Кстати, не с него ли в т.ч. списывал своего Фандорина Акунин-Чхартишвили? Уж больно много совпадений). Ветеран войны 1812 года, вступил в Петербургское ополчение, был ранен, награжден Орденом Святой Анны 4-й степени.

Однако Загоскин стал по-настоящему известен не благодаря своей государственной службе (хотя, несомненно, был там успешен), а благодаря своему литературному творчеству (воистину, классическая русская культура -литературоцентрична). Будучи уже в достаточно взрослом возрасте, он вступает в Общество любителей русской словесности при Московском университете (несмотря на то, что в то время живёт в Петербурге).
Он пробует различные форматы - пишет в том числе для театров, где его постановкам сопутствует успех, но не это принесёт ему всенародную известность.

Загоскин увлекается ставшим популярным тогда жанром исторических романов, читает их во множестве - и сетует на то, что ничего подобного про русскую историю не написано (еще жив Пушкин, до расцвета русской литературы еще десятилетия трудов и сломанных копий).
И ставит перед собой задачу - написать первый русский исторический роман о событиях 1612 года. Несколько лет он собирает сведения, а затем за несколько месяцев 1829 года пишет роман под достаточно претенциозным названием "Юрий Милославский, или русские в 1612 году".
Роман, несмотря на многочисленные замечания, имеет бешеный успех - даже критики часто признавали, что Загоскин справился с очень смелой задачей и де факто создал новое направление в русской литературе - роман на тему русской истории.

Михаил Николаевич адекватно воспринял критику, и у него через некоторое время выходит еще один роман, посвященный событиям на 2 столетия позже. Он называет его по аналогии с первым: "Рославлев, или русские в 1812 году". Это произведение с литературной точки зрения гораздо более проработанное, в нем более сложный язык, сюжетные линии и характеры персонажей, а также их отношение к государству, мысли о нации, войне, любви, о добре и зле. (В "Юрии Милославском", в отличии от "Рославлева", все же слишком много "вальтерскоттовщины" - т.е. рыцарей без страха и упрёка и их жестоких и беспощадных противников).

"Рославлев" был звездным часом Загоскина. Первый тираж был раскуплен сразу же. Книга выдержала еще несколько изданий, и до "Войны и мира" была самым популярным в Империи произведением про Отечественную войну. Несомненно, Лев Николаевич Толстой читал её и, возможно, именно оттуда взял один из лейтмотивов своего четырёхтомника - мелкопоместного дворянства как опоры и стержня страны как в мирное, так и в военное время.
Хотя у Загоскина это выражено сильнее и шире - он, фактически, излагает классическую националистическую точку зрения, когда, условно, "полезны и достойны все" - и крестьянин, и горожанин, и дворянин, и светлейший князь (хотя он и не выступает за единый правовой режим и упразднение сословий). Он не отказывает нации в субъектности, а скорее даже наоборот - подчеркивает её первичность, в особенности в "Юрии Милославском".
Особенно приятно, что Михаил Николаевич позаботился об историческом соответствии - оба произведения пронизаны мелочами, которые показывают быт русской жизни того времени. Есть и интересные политические моменты - например, он объясняет точку зрения бояр, которые присягнули польскому королевичу Владиславу не обязательно как предательство, а в том числе и как согласие на меньшее из зол взамен на принятие тем православия и прекращением междуусобиц.

Читайте Загоскина, друзья! Он пишет очень увлекательно, и, хотя его персонажи порой слишком "черно-белые": дворяне-благородные, крестьяне-трудолюбивые, враги-беспощадные, предатели - подлые, священники- смиренные и мудрые, но, в конце концов, за что же мы любим Вальтера Скотта и сам жанр исторических романов, как не за эту благородную простоту? :)


Previous post Next post
Up