Первый экспонат - здание! А потом - еще 17 тысяч 999 вещей, картин, писем, фотографий, минералов, археологических находок, а также два рояля, две пушки и локомобиль…
… Змеиногорский музей расположен в красного кирпича особняке. Перед входом - старые пушки - из тех, что больше двух веков (!) назад стояли в крепости, охраняя городок от набегов кочевников.
- В документах за 1775 год говорится, что пушек было двадцать. Но есть документы, в которых пушек двадцать три… - говорит Валентина Смирнова, директор музея. - Они стояли на сопке, которую так и назвали - Батарейная. Потом не стало крепости, пушки куда-то растащили, но эти две остались до нашего времени. Их сначала увез в колхоз «Россия» председатель Илья Шумаков, но я их уже потом, когда председателем стал Иван Меркулов, выпросила. Они же наши, родные…
Музей в Змеиногорске начали создавать в 1981 году.
- Я здесь с первого дня… - рассказывает Валентина Смирнова. - Михаил Филиппович, тогда председатель Змеиногорского горисполкома, генератор идей, придумал создать музей. Я в то время работала в школе, руководила клубом «Подвиг», занималась патриотической работой - на этом, видимо, и заметили. То, каким быть музею, решали вместе с Филипповичем и писателем Александром Родионовым. Краеведческие-то есть везде, а наш нам хотелось сделать особенным. И тогда решили - будет музей истории развития горного производства!
Открылся музей 27 апреля 1985 года. До этого собирали экспонаты, строили экспозицию. Вначале ведь не было ничего. Просто - ничего. На вопрос, каким был первый экспонат, Валентина Смирнова отвечает - здание!
- Само здание - вот наш первый экспонат! - смеется она. - Оно построено еще в 1827 году, для «сохранения исторических коллекций» - как музей. Правда, уже через год его отадил под лавку по продаже казенного спирта и вплоть до 20-х годов XX века здесь шла разнообразная торговля. Только потом здание отдали почте. А когда передали нам, почта только выехала, еще стоял барьер. Начали делать ремонт. Одновременно поехали со школьниками по деревням - Колывань, Карамышево, Абрамовка - там тогда еще было два дома…
Теперь музей плотно наполнен самыми разными вещами.
Начинается, как положено, с самых древних людей и времен. Если каменные изделия и даже каменные то ли игрушки, а то ли божки, удивительным своим сходством с истуканами острова Пасхи наводящие на разные мысли.
Различных экспонатов - писем, предметов - 18 тысяч! Среди них, например, кусок рельса железной дороги, построенной по проекту Петра Фролова в 1806-1807 годах.
- Это была первая в России рельсовая дорога, правда - еще на конной тяге. Рельсы были проложены под землей, а часть дороги выходила на поверхность. И вот, когда строили здание РКЦ, нашли эту часть рельса и передали нам в музей… - поясняет Валентина Смирнова.
Еще одна интересная реликвия - шкаф, которым почти 200 лет назад вполне мог пользоваться Филипп Стрижков, знаменитейший колыванский камнерез.
- Этот шкаф в советское время долго стоял по разным кабинетам, а потом его чуть не выкинули… - рассказывает Валентина Смирнова. - Мы выкупили его у Алексея Ефимовича Поднебесного. Шкаф деревянный, из карельской березы. Сколько он всего помнит…
А найденная в ныне сгинувшей деревне Абрамовке печная заслонка, которая, вполне вероятно, демидовских времен - один из первых экспонатов, можно сказать, что с нее все в общем-то и началось…
Теперь заслонок в музее - целая коллекция! Экспозиция эта во многом поучительная: те дверки, которые делали до революции, украшали рисунками, часто с сюжетами - казак на лошади, пацаны на санках, иногда - затейливыми орнаментами. Вот как душа человека просила тогда красоты. Но вот прошла революция - и защелкнулась душа: на заслонке - непонятная аббревиатура КРЛК и «Сталинск».
Кстати, печные заслонки размещены на улице - на одной из внешних стен музея. Прием очень интересный и необычный прием, но объяснимый хотя бы тем, что в музее 18 тысяч экспонатов - неудивительно, что часть из них выплеснулась на музейный двор.
Возле стен музея выставка техники, старой и не очень. Шахтный электровоз и вагонетка, несмотря на солидный возраст, используются в шахтах и сейчас. А вот локомобиль, машина, придуманная в начале прошлого века для выработки электротока - это уже реликт. Хотя тот, что стоит в Змеиногорске, еще сравнительно недавно был в рабочем состоянии.
- Он стоял в одной из отдаленных деревень района. Провода туда тянуть было дорого, вот он и работал… - рассказывает Валентина Смирнова. - Мне про электромобиль рассказал наш известный геолог Вениамин Чекалин. И я загорелась заполучить его в музей. Помог Леонид Хвоинский, тогда директором «Алтайавтодора»…
Тут же, рядом - Стена спасения. Так в музее назвали экспозицию, составленную из мемориальных досок.
- В плохие годы все железо начали тащить в металлолом, снимали даже плиты с мемориала погибщих в Великую Отечественную… - говорит Валентина Смирнова. - После этого милиция стала проверять пункты скупки металла. И один из таких скупщиков принес нам мемориальную доску. Спрашивает: «Вам надо?» Конечно, надо. Выкупили и эту, и потом стали другие выкупать…
Одна из памятных досок посвящена Михаилу Розену - гидрографу, геологу, потомку героя 1812 года генерала Федора Розена, чей портрет помещен в Военную галерею Зимнего дворца. Потомка его в 1941 году ураганами репрессий занесло на Алтай, в Змеиногорск, где Михаил Розен работал геологом в рудоуправлении треста «Запсибзолото». (О Розене подробнее - вот тут
http://teplyakov1812.livejournal.com/24418.html) Так что это музей не только вещей, но и человеческих судеб.
По территории музея течет речка Мартазиха, которая тоже в своем роде экспонат.
- На ней Ползунов строил пильную мельницу - пилораму… - говорит Валентина Смирнова. - Это теперь Мартазиха обмелела. А еще не так давно, говорят, в ней рыбу ловили и купались. Впрочем, и сейчас по весне она иногда заставляет нас поволноваться..
Одно из последний пополнений музейного фонда - переданный в Змеиногорск губернатором Александром Карлиным макет Мурзинского рудника.
Публике этот дорогой подарок был представлен 16 августа - в день рождения Акинфия Демидова, имя которого носит музей. Так в Змеиногорске отметили 335-летие человека, без которого этого города, возможно, и не было бы…