По следам Царицы ваз. Репортаж о исследовательском автопробеге 23-25.08.2013. Часть IX. Распоследняя

Sep 12, 2013 15:18

Генетический код. Наш земляк Андрей Беляев свои картины не пишет, а делает. Потому что материал у него не краски - а береста…

Берестяные картины мы увидели в школе села Калмыцкие мысы Поспелихинского района на выставке, устроенной для участников автопробега «По следам Царицы ваз».








Автор их, Андрей Беляев, как оказалось - уроженец Калмыцких мысов.

- Картины из бересты я начал делать лет пять назад… - рассказал он. - Мой дядя делает из бересты иконы, от него я с берестой познакомился. Из нее многое можно сделать…



Говорит, что работать с берестой учился в общем-то сам:

- Литературы мало, и она в основном касается плетения из бересты, да к тому же на уровне детского творчества. Поэтому до всего приходится доходить самому…

Береста - излюбленный материал изготовителей сувениров, правда, делают они в основном туески да шкатулки. Приходилось видеть и картины из нее - но в большинстве на тему «С легким паром!» (мужик с веником и шайкой, девушка в бане или что еще в том же роде). А вот работы Андрея Беляева так и тянет назвать картинами: лес, снег, осенняя листва - все чувствуется, все осязается. Удивительную эту подлинность придает работам именно материал.

Береста может быть тонкой, как бумага, а может - толстой, как дерево. Берестяная картина не пишется, а делается, а еще точнее - клеится, слой за слоем.

- Первый слой - это даль. А потом - слой за слоем, остальное, по мере приближения к зрителю… - рассказывает Андрей Беляев. - Создается иллюзия объема.

Сюжеты работ Андрея Беляева разные - это и русские былинные богатыри, и собаки, напавшие на кабана, зимний пейзаж, и бредущий по лесу медведь. Особенно впечатляют пейзажи: фактура березовой коры делает изображение объемным, выпуклым, придает достоверности.



- Береста иногда сама диктует сюжет… - говорит художник. - Берестяные наросты создают композицию. Я стараюсь, чтобы от природы в картине было как можно больше, чтобы работал материал, а не краски… Береста ведь практически вечный материал - только огня боится. Ну так огня все боится…

Андрей Беляев закончил сначала Новоалтайское, а потом Новосибирское художественные училища. Сейчас живет в Новосибирске и преподает в Центре детского творчества Советского района города.

- Учу и детишек делать картины из бересты. Детям это нравится… - говорит он.

Интересно, что за «сырьем» Андрей ездит на Алтай, в Колыванский район - в других местах береста не та. Приезжает на родину и картинами: зимой была выставка в Поспелихе, сейчас вот его работы выставлены в Калмыцких мысах.

Кроме бересты, он пишет картины и в более привычных техниках - маслом, акварелью, углем, карандашом. Некоторые из этих его работа уже «уехали» к частным собирателям живописи в Германию, Италию, США, Канаду, в страны Африки. Бересту же ценят в основном соотечественники - это, видать, наш генетический код…

О бересте

Береста (берёста) была одним из главных писчих материалов в Индии до появления бумаги. Различные народы используют берёсту в качестве кровельного материала и для изготовления лодок. Береста хорошо воспламеняется и долго горит, поэтому многие народы России издавна используют её для растопки печей и разжигания костров. Сейчас в России из бересты изготовляют наборные рукояти ножей. Такие рукояти позволяют пользоваться ножами в полевых условиях в мороз и в жару из-за низкой теплопроводности берёсты. Высокие водоотталкивающие свойства берёсты позволяют делать рукояти ножей без дополнительной пропитки. Из бересты путем сухой перегонки получают дёготь, который входит в состав мазей Вишневского и Вилькинсона. Береста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других изделий.

Исчезающее искусство
Художников, делающих из бересты картины, единицы. Иркутский художник Евгений Ушаков, умерший в 2012 году, разработал уникальную технику пластинчатой мозаики из бересты, в которой создавал картины и станковые панно на самые разные сюжеты, вплоть до библейских. Размеры его работ достигали 20 кв. метров. Эти панно украшали в Иркутске гостиницы «Интурист» и «Ангара», музыкальный театр, аэровокзал, но на сегодня, как пишут в интернет-СМИ, осталось лишь одно панно в кинотеатре «Баргузин», да и от него руководство кинотеатра намерено избавиться, так как панно дисгармонирует с поп-корном, кока-колой и прочими атрибутами нынешнего кино. Об Ушакове подробнее - вот тут http://www.rezbaderevo.ru/rezba-po-bereste

Андрей Беляев, Калмыцкие мысы, Царица ваз

Previous post Next post
Up