Без памяти: Правильно ли, что история самого большого из сталинских лагерей на Алтае оказалась никому не нужна?
… Чистюнька - вроде обычное алтайское село, но на деле - настоящий временной портал. При этом, путешествия в дореволюционную эпоху и в эпоху Гражданской войны здесь предлагают публике охотно, предъявляя памятник основоположнику экономической географии Баранскому и монумент в честь партизан Гражданской войны. В ближайшее время, есть надежда, через село пройдет новый туристический маршрут - по следам Царицы ваз, тоже перемещение во времени. Но есть в истории села страницы, гордиться которыми Чистюнька не спешит - с 1932 года больше 20 лет рядом с селом располагался один из лагерей ГУЛАГа, в сороковые - единственный на весь Алтай…
«Днем прятался на чердаке, а ночами работал в своем саду…»
Это в Германии из концлагеря Дахау сделали мемориал. В Чистюньке, как, впрочем, и в других местах, о мемориале речи нет.
Лагерь располагался в полутора десятке километров от Чистюньки - там, где сейчас поселок Кировский, в 30-50-е годы называвшийся Комендантск. Лагерное прошлое Кировского не отмечено никак.
- Я предлагал поставить в память о тех, кто сидел или погиб лагере, часовню. А если кто неверующие или неправославные - памятный знак. И место есть подходящее - там, где был лагерный карцер… - говорит Сергей Поздин, директор Топчихинского музея, историк-исследователь. - А плиту повесить на нынешнем сельсовете - это ведь здание лагерного штаба. Но как-то не встретил понимания…
Сергей Поздин возвращает из небытия имена и судьбы. Некоторые истории - мучительно-трогательные сюжеты для фильмов, которые, видимо, никогда не будут сняты. Сергей Поздин рассказывал нам о жителе села Володарка Архипове, владельце сада. Во время коллективизации Архипов отказался сдавать сад в колхоз, тогда его обложили непосильным налогом и за неуплату стали сажать - сначала на год, потом - на три. Сажали рядом, в Чистюньку, до Володарки - рукой подать. Архипов то и дело сбегал.
- И каждый раз приходил к себе домой... - рассказывает Сергей Поздин. - Он же наверняка понимал, что его безусловно найдут, что если хочет спастись, то надо уходить отсюда подальше. Но он шел к саду. Днями прятался на чердаке, а ночами работал в саду…
После очередного побега и поимки лагерное начальство решило - чего возиться с этим садоводом? Архипова признали саботажником по 58-й статье, осудили к смертной казни и расстреляли…
Шутка про маму Сталина стоила жизни
Нынешним людям кажется нелепостью то, что в лагерь можно было угодить за неудачную шутку про вождя. А зря…
- Я читал протоколы допросов Веры Владимировны Мицкевич, по профессии зубной врач, хотя и из дворян. Преступления у нее были такие: к соседям по бараку она обращалась «господа заключенные» - это квалифицировали как пропаганду дворянского образа жизни. В те времена по лагерям ходила байка, будто в Тбилиси, когда люди ехали на работу, на остановке трамвая в толкучке оттерли бабку от входа. А потом кто-то сказал: «Да это же мама Сталина!» И все расступились и пропустили ее. Мицкевич, выслушав это, сказала: «Если Сталин отец народов, а его мама ездит на трамвае и ему дела до нее нет, то о нас он точно никогда не вспомнит». Это следствие представило как «распускает слухи о Сталине». Она рассказала кому-то из заключенных про то, что к ней, как к врачу, приходил сын Постышева. Он хоть и сын одного из больших советских руководителей, а тоже попал в лагерь - сказал что-то не то про колхозы. Мицкевич говорит ему: «У вас же папа в Политбюро, не мог разве похлопотать?». А он ответил: «Отец ходил. Но Сталин сказал: «Пусть поучится колхозному строительству». Она рассказывала это другим заключенным - вот, мол, какие люди сидят. Это расценили уже как антисоветскую агитацию. Вот эти три пункта - и высшая мера, расстрел…
По словам Поздина, самые тяжелые времена в лагере - это 1937-1938 годы.
-. Это был самый разгул репрессий внутри лагерей, в Сиблаге. На воле шла «Большая чистка», и те, кто ее проводил, получили ордена и медали. Но опера в лагерях тоже ведь хотели орденов и медалей! И они стали из уже имеющихся под рукой «врагов народа» создавать заговоры.
В Чистюньском лагере в эти годы один за другим «выявлены» несколько групп заговорщиков. Первая - из шестерых финнов, обвиненных в том, что они из лагеря сотрудничали с финской контрразвездкой, сообщали ей секретные данные, например, о лагере и железной дороге Новосибирск-Барнаул.
- Лорви Адам Иванович, которого сделали лидером финнских заговорщиков, сказал, что с трудом представляет, где Барнаул: «Меня привезли в вагоне и я не видел ничего». Но это никого не интересовало. Их расстреляли… - рассказывает Поздин. - Потом были поляки - 11 человек. Их «привязали» к ПОВ (Польская военная организация - прим. «АП» . О деле Польской военной организации в масштабах СССР тут -
http://www.memo.ru/history/POLAcy/00485ART.htm). Потом - немцы, десять человек. Их обвинили в сотрудничестве с фашистской контрразведкой, и в том, что они готовились в случае нападения Германии на СССР поднять восстание в лагере. Далее, в августе 1937 года, - одиннадцать священников…
Святых отцов обвинили в том, что они «вели среди заключенных контрреволюционную агитацию, распространяли провокационные слухи о войне и близости свержения советской власти». Лидером группы следователи считали архиепископа Рязанского и Шацкого Иувеналия, отбывавшего в Чистюньке относительно мягкий срок в пять лет за контрреволюцию.
(О епископе Иувеналии - тут
http://drevo-info.ru/articles/7541.html).
Одним из священников был Мирон Ржепик, московский священник. Арестованный еще в 1931 году по «Делу Инюшина», по которому почти все были расстреляны, Ржепик получил 10 лет «за антисоветскую агитацию», а теперь НКВД, видимо, решило исправить недосмотр. (О Мироне Ржепике - тут
http://drevo-info.ru/articles/15913.html).
Из числа остальных - Сальков, Баранович, Востоков, Жигалов, Карпенко, Симонов, Васильчишин, Трусевич, Никольский, Кирсанов - по фамилиям выяснить хоть что-то удалось лишь о Салькове: Евгений Сальков (если это он) - преследовавшийся большевиками еще с 20-х годов сподвижник епископа Глуховского Дамаскина. Имея юридическое образование, Сальков ухитрился в 1922 году выиграть «процесс крымских церковников», обвиненных в утайке от властей церковного имущества (об этом - тут
http://true-orthodox.narod.ru/library/book/Damaskin/html/process.html). Об отце Евгении Салькове еще можно прочитать тут -
http://www.mosjour.ru/index.php?id=1299.
Обвинялись святые отцы том, что под прикрытием отправления религиозных образов, они якобы вели «контрреволюционную агитацию, дискредитировали советскую власть». Следствие велось быстро - например, известно, что Мирона Ржепика приговорили 7 сентября, а 13-го уже расстреляли. Архиепископа Иувеналия казнили в ночь на 25 октября 1937 года.
- Место, где под Чистюнькой были расстрельные рвы, в принципе известно. Но для подтверждения надо заложить шурфы, провести раскопки. Я предлагал - «давайте». Но как-то понимания нигде не нашел… - говорит Сергей Поздин.
О жертвах войны говорят «вспомним всех поименно, это нужно не мертвым, это надо живым». Но если репрессированных вспоминать поименно никто не стремится и не призывает, неужели это значит, что нам, живым, это не надо?..
Уголовные или политические?
В годы своего «расцвета» лагерь был больше, чем село.
- В 1942 году находилось больше 4 тысяч 200 заключенных - это было больше, чем население Чистюньки… - рассказывает Сергей Поздин. - Из них 1112 человек - политические, по 58-й статье. Остальные - «бытовики»: кто за растрату, кто за невыполнение продналога, кто за расхищение госсобственности.
Это вроде бы подтверждает основное возражение тех, кто не верит в репрессии - мол, далеко не все сидели «за политику», многие сидели по уголовным статьям. Ну да, так и есть. Но давайте разберемся, что значила в те времена уголовная статья.
- Я еще застал многих из тех, кто сидел в этом лагере, некоторые и сейчас живы. Вот дядя Ваня Лябушев рассказывал мне, за что получил срок. Учился в ремесленном, жили голодно, решили с пацанами обменять на продукты простыни из общежития. И надо же было им постучать с этим предложением в дом местного участкового! Пацаны сбежали, но Лябушева, который стоял прямо в дверях, участковый поймал. Дали семь лет… - рассказывает Сергей Поздин о судьбах своих односельчан. - Марфа Мирошниченко, в войну еще, молодой девкой, попала в лагерь на 10 лет. Во время войны весь хлеб вывозили из амбаров подчистую. Работали за трудодни, по которым не давали ничего. А работали дети, жены, родители тех, кто воевал. И председатель предложил: «Когда зерно повезут, две брички отстанут, вернутся и в амбар Марфе Мирошниченко ссыплют. Мы отчитаемся, а зерно это поделим, чтобы хоть что-то было». Ссыпали, разделили, и кто-то «стукнул». Арестовали председателя, паренька-возчика, и Марфу. Дали по «десятке», и всех отправили сидеть в Чистюньку. Председатель и пацан умерли, а они жива осталась… Дядя Коля Гендиберия - в начале войны попал в оккупацию на Западной Украине, но посадили его не за это. В 1944 году советские вернулись, Гендиберию забрали в армию, но в одном из первых же боев ему осколком оторвало пятку. Его комиссовали. Пришел он домой - у него жена, дети, а есть нечего. И он украл ведро картошки. Его поймали и дали 10 лет…
Вот эти все люди - они уголовники или политические? Если жизнь в стране построена так, что для решения самых насущных вопросов человек вынужден преступать закон, если страна не для людей, а для идеи, и ради пропитания человек вступает в борьбу с этой идеей - уголовник он или все же политический? Тут у каждого ответ свой, а у многих и не будет ответа - мол, отстаньте, чего вы лезете со своей историей, давайте жить сегодняшним днем. Но именно при таком подходе жизнь чаще всего сползает из сегодня - во вчера…
Лагерные зэки подкармливали колхозников
- Мне местные жители иногда говорили: «Чего вы с носитесь с этими репрессированными, они в лагере жили лучше, чем в колхозе!»... - говорит Сергей Поздин.
Времена, когда в лагере было лучше чем в колхозе - это с 1946 по 1951 годы, когда здесь устроили оздоровительный лагерь. (Приказ МВД СССР № 0154 «Об организации специальных подразделений для оздоровления физического состояния заключенных, содержащихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД» тут, документ №128 -
http://www.xliby.ru/istorija/gulag_glavnoe_upravlenie_lagerei_1917_1960/p6.php#metkadoc24).
- Я думаю, что Берия рассматривал лагеря как большой хозяйственный механизм. Заключенные для него были рабами, но в то же время - и выгодной рабочей силой, которую следовало использовать по максимуму. Старики рассказывали, что в лагере стояли бочки с горбушей, которой кормили свиней, но и заключенные могли брать ее и варить себе. Будто бы даже из лагеря подкармливали деревенских. С одной стороны - вот как хорошо жили в лагере! А с другой - но тогда как же жили крестьяне?! - задает Сергей Поздин один из неудобных сегодняшних вопросов.
В Чистюньлаг привозили доходяг, здесь их подлечивали, подкармливали и снова отправляли на стройки социализма… Тот же Иван Лябушев, попавшийся при попытке продать простынь, быстро истощился в лагере, по этой причине и направлен в Чистюньский ОЛП.
- Он рассказывал, что другие зэки поздравляли его, говорили, что теперь он спасется… - говорит Сергей Поздин. - И правда: хотя по приезде сюда он уже не мог ходить и его вместе с другими доходягами везли в лагерь на телегах, но здесь довольно быстро он оправился...
Если хорошо жили рабы, то о рабовладельцах и говорить нечего. Комендантск был почти город - здесь имелся ДК, парк, школа, больница, аллея. Чистюнька рядом с Комендантском выглядела бедным родственником. Однако очень скоро великолепию Комендатска пришел конец.
Оздоровительным Чистюньский лагерь было пять лет, с 1946-го по 1951-й. После его реорганизовали в обычный лагерь. А потом настал 1953 год, в апреле которого лагерь одномоментно ликвидировали: уголовникам вышла амнистия, а политических отправили досиживать в Мариинск, столицу СибЛАГа.
Иван Лябушев, отсидев, уехал было на родину, но скоро вернулся в Чистюньку. Правда, не в лагерь - его после 1953 года и амнистии реорганизовали в совхоз. Но работал Лябушев в совхозе на том же самом своем «лагерном» тракторе.
- Уезжали, освободившись, не все. «Враг народа» - это же оставалось клеймом… - рассказывает Сергей Поздин. - Наталья Алексеевна Сучилина, врач, отсидев в Чистюньке свой срок, никуда не поехала. Она сказала себе: дважды в одну воду не войдешь. И работала здесь же, в лагере, но уже вольным врачом. Потом - в женской колонии в Барнауле (ныне - швейная фабрика «Динамо» за ТЦ «Норд-Вест» - прим. «АП»). Даже получила офицерское звание в МВД, вот какой поворот! После заведовала горздравом в Камне-на-Оби... Многие оставались. От этих людей я и узнавал про лагерную жизнь…
С тех пор прошло дольше 60 лет. Сменились поколения, и потомки тех, кто сидел, даже породнились с потомками тех, кто охранял - были в Чистюньке и такие случаи.
- На одной свадьбе сидели деды - один сидел, а другой - охранял… Но ничего - не подрались… - усмехается Сергей Поздин.
Из «достопримечательностей» сейчас осталось только здание бывшего лагерного штаба. После лагеря там была школа, потом дом престарелых, в котором некоторые заключенные доживали свой век. Теперь в этих стенах снова власть - сельсовет. Поздин предлагал повесить на стене мемориальную доску. Но никто, как говорит Поздин, «не загорелся»…
- Эта тема задевает меня не по личным мотивам - у меня никто не сидел и сам я даже не судился. Но Сибирь - это не только место, где репрессировали сибиряков. Это место, где страдало огромное количество людей со всей России… - объясняет Сергей Поздин. - А у нас в школе разве что про декабристов рассказывают. И дети не знают, что горе человеческое - оно вот, рядом было…
Сталинские репрессии остаются историей без покаяния и без прощения. Это одно из тех зеркал, в которые России неприятно смотреться - уж больно страшный получается лик. В Германии в концлагеря возят школьников: чтобы знали, как тонок слой человечности, как легко он сдувается и чем это оборачивается. Прививка получается болезненной - дети, говорят, заливаются слезами. Но, может, для того, чтобы оставаться людьми, нам всем не хватает именно этих слез?..
О Руслановой
Одна из лагерных легенд - о том, что в Чистюньлаге какое-то время отбывала срок знаменитая в советское время исполнительница народных песен Лидия Русланова. Муж Руслановой, генерал Владимир Крюков, входил в ближайшее окружение маршала Жукова, которого Сталин в тот момент заподозрил в заговоре. Русланова была схвачена в сентябре 1948 года вслед за Крюковым. Судили ее по 58-й статье за антисоветскую пропаганду. Документальных данных о том, что она была в Чистюньке нет. Более того, в книгах и публикациях о Руслановой говорится, что в лагерях Русланова была всего три месяца - в ОзерЛАГе (поселки Изыкан и Тайшет Иркутской области). Затем, в 1950 году, ее перевели во Владимир, где она оставалась вплоть до освобождения в 1953 году. Однако: «Есть люди, которые уверяют, что видели Русланову в нашем лагере своими глазами. По одним рассказам, она работала в теплице, по другим - пела для начальства… - говорит Поздин. - В те времена было в порядке вещей, когда начальник лагеря обращался с просьбой прислать в лагерь для выступлений кого-нибудь из артистов, которых в лагерях было множество. Могли из Чистюньки послать заявку и на Русланову - почему нет?»..
Святые или несвятые?
Архиепископ Иувеналий и священник Мирон Ржепик причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Но на том месте, где они окончили свои земные дни - ни креста, ни камня… (Впрочем, епископ Иувеналий в 2013 году по непонятным причинам вместе был изъят из святцев без публичного объяснения причин, как и еще 35 новомученников - об этом тут
http://www.rus-obr.ru/blog/21868 и тут
http://www.pravmir.ru/uzhe-nesvyatye-svyatye/). Видимо, чем-то Иувеналий не угодил властям, на этот раз церковным, и после смерти…
Галерея
Иван Михайлович Казаков. «Если помните фильм «Тени исчезают в полночь», был там такой персонаж - Устин Акимов… - говорит Сергей Поздин. - Так это будто с Казакова списано: бывший состоятельный человек, у которого все отобрали в колхоз и он потом в этом колхозе сам работает. По надуманному обвинению получил 10 лет лагерей. В Чистюньке оценили его хозяйственность - он охранял корма, чтобы колхозники их не воровали. И продавал колхозникам излишки сена и соломы. В общении позволял себе высказывания: «Вот я один работал и жил богаче. А вы целым колхозом, а у людей на одной ноге сапог, а на другой - лапоть». Кто-то донес и его расстреляли. Родственники живут в Горном Алтае».
Осип Тигонен - один из финнов-"заговорщиков", расстрелянных в 1937 году в Чистюньке. До этого Тигонену и его семье довелось хлебнуть лиха полной меркой. "Перед советско-финской войной все финские деревни на советской территории ликвидировали. Тигоненов гоняли из одной в деревни в другую. В конце концов, они оказались в какой-то сторожке в лесу. Но и там их не оставили в покое - всю семью забрали, и загнали по лагерям и детским домам Красноярского края. Только в 60-е те из Тигоненов, кто уцелел, стали возвращаться из Сибири. Некоторые живут сейчас в Карелии, некоторые - в Финляндии. Я списывался с дочерью Тигонена Анной-Марией, она живет в Петрозаводске..." - рассказывает Сергей Поздин.
Самуил Халтунен - еще один из финнов-"заговорщиков". Жил в Ленинградской области, был священнослужителем.
Адам Лорви в 1916 году, учитель.
В лагере Лорви был "назначен" руководителем финского заговора и расстрелян. Сын Лорви живет сейчас в Турку (Финляндия).
Зиткевич отсидела в лагерях. в том числе Чистюньском, 10 лет. После освобождения работала в СибЛАГе экономистом, дослужилась до майора. Дочь ее живет сейчас в Днепропетровске и о лагерном прошлом матери узнала от Сергея Поздина. Вот до какой степени люди старались об этом забыть - не рассказывали даже самым близким...
Бывший штаб лагеря - сейчас здесь располагаются участковый и сельсовет.
Еще : о погибшем в Чистюньлаге в 1942 году жителе Бийска Александре Матвеевиче Гужавине тут -
http://www.memorial.krsk.ru/svidet/mguzav.htm.
Огромнейшая благодарность за рассказ и фото Сергею Поздину, энтузиасту-краеведу, директору Топчихинского районного музея.