Тепловоз ТГК2, г.Энгельс

May 03, 2020 16:42

Тепловоз ТГК2, г.Энгельс



Маневровый двухосный тепловоз ТГК2. Все снимки сделаны 14 февраля 2020 г.

Особенности устройства и даже завод-изготовитель этого маленького маневрового тепловозика вынесены прямо в индекс. «Т» собственно и есть «тепловоз», «Г» «гидропередеча», «К» - «Калужский машиностроительный завод». Двойка в названии - вторая модель данного типа. Первая модель, ТГК, изготовлялась в конце пятидесятых - начале шестидесятых, вторая модель - с начала шестидесятых и до девяностых. А потом ещё двадцать лет - модернизированная вторая модель. Изготовили их весьма немало, чуть не двадцать тысяч штук.



Этот тепловоз установили в 2015 году, в честь 45-летия основания энгельсского отделения «Волгоградпромжелдортранса». Сразу после установки тепловоз был увешан всякими огоньками и гирляндами, почище иной новогодней ёлки но сейчас, слава богу, их поснимали.


«Гидропередача», вынесенная в название тепловоза, собственно и есть гидравлическая трансмиссия от дизельного двигателя к колёсным парам. Сейчас, конечно, модна электротрансмиссия, но полвека назад решили, что медь и прочие цветные металлы стоит поэкономить для чего-то более важного, чем маленький заводской маневровый тепловозик.



Накрашенные на корпусе «1970» к этому тепловозу отношения не имеют. Это просто год основания энгельсского отделения «Волгоградпромжелдортранса», которые в честь себя этот тепловоз и установили. Памятная табличка на стенке кабины машиниста прилагается. Стёкол в окнах кабины нет, не дожидаясь, пока их побьют, сразу при установке все окна были закрыты листами.

Тепловоз предназначался, главным образом, для работы на железнодорожных путях различных промышленных предприятий. Ну, понятное дело, для того, чтобы на сортировочных станциях таскать товарняки он слишком маленький и маломощный, а вот для крупного завода тасовать не слишком тяжёлые железнодорожные единицы в самый раз.



Заводская табличка. Заводской номер 2857. Год изготовления 1971.

Шестицилиндровый дизель имеет мощность 250 л.с., сцепной вес тепловоза 28 тс, запас топлива 600 кг, запас масла для двигателя и гидропередачи 220 кг, песка - 180 кг, воды - 90 кг. (Зачем песок на тепловозе? А затем же, зачем и на паровозе. А зачем на паровозе? А можно посмотреть вот тут :-) ).



Фонари, как и стёкла, отсутствуют. Но всё это, да и сам корпус, настолько ярко и удачно покрашено, что выглядит вполне хорошо. Не смотря на то, что памятник стоит на отшибе и вне жилой части города (а может как раз благодаря этому) его даже не начали развандаливать.

Гидропередача обеспечивает движение тепловоза в двух режимах - маневровом и магистральном, на двух скоростях и реверсированием движения. Не особенно показательная характеристика, но, тем не менее: максимальная скорость в маневровом режиме 30 км/час, в магистральном 60 км/час. Переключение первой и второй передач производится автоматически, в зависимости от скорости движения тепловоза. Ну и можно остановиться, включить реверс - и поехать в другую сторону, в тех же режимах, условиях и скоростях. «На борту», по штатам мирного времени :-), находятся, двое, машинист и его помощник. Понятное дело, на предприятиях с их извечным дефицитом кадров, всем может заправлять и один человек.



Вот такую простую схемку из интернета можно привести: 1 - дизель; 2 - редуктор; 3 - гидромуфта; 4 - компрессор; 5 - коробка переключения передач; 6 - пульт управления

По номеру ТГК2-2857 никаких подробностей о тепловозе мне установить не удалось. Кроме того, что он был приписан к Приволжской железной дороге. А сейчас списан и установлен как памятник. Но это мы и так видим :-). О том, где эксплуатировался этот тепловоз можно только предполагать. (Если тепловоз не «иногородний», то Завод металлоконструкций, Трансмаш, троллейбусный завод, да много ещё чего). Однако, тут можно обратить внимание на его географическое расположение. Тепловоз расположен между бывшим «Химволокно» и нынешним «Хенкелем», стоящими по разные стороны дороги. Памятник установлен на «хенкелевской» стороне, рядом с железнодорожной веткой, уходящей на бывшую территорию «Химволокно».



Обшитое красными панелями здание справа - территория «Хенкель Рус». Кирпичные здания слева - бывшая территория бывшего «Химволокно».

Собственно, завод по производству СМС («синтетических моющих средств», а не то, что вы подумали), существовал сначала отдельно, потом стал производством в составе «Химволокно». Потом, в 1990-м, когда под Ленинградом хенкелевские немцы стали выпускать клей «Момент», здесь было организованно совместное предприятие «Совхенк», по выпуску стиральных порошков. Дальше совместный «Совхенк» превратился в немецкий «Хенкель-Юг», из него выделялся и обратно поглощался «Русхенк», а сейчас всё это называется «Хенкель Рус». Не мытьём, так катаньем, немцы добрались, таки, до Волги. (Впрочем, конкретно тут они были и раньше - с 22 июня (!) 1922 года и до самого упразднения автономии, Энгельс был столицей автономной области немцев Поволжья).
В принципе, тепловоз мог работать и здесь, но, как мне представляется, если уж выбирать из двух, он скорее мог относится к гораздо более мощному «Химволокно».



Вокруг памятника, ставшие сейчас традиционными для ранее полузаброшенных заводских окраин, автосервисы, авто- и стройматериальные магазинчики и прочие шараш-монтаж конторки.

Предприятие было большое, маневровые тепловозы на его территории точно были. (Один регулярно торчал у ворот, как раз на той ветке, рядом с которой установлен памятник. Только, насколько я помню, он был стандартно-зелёненький). Предприятие было солидным, в каком-то смысле, условно градообразующим. Во всяком случае, был построен целый новый район города - «Посёлок химиков», в Энгельсе, для подготовки кадров для предприятия, была открыта кафедра саратовского Политеха (сейчас разрослась в «Институт при техническом университете»). В общем, много чего было. Но потом случились «девяностые». Для кого-то эти девяностые были «святые» - «Химволокно» было лихо поделено новыми хозяевами и очень быстро оборудование (на три четверти из «нержавейки» и «цветных металлов») было срезано и продано в металлолом. А для большинства - «лихие», сотни и тысячи человек остались без своего завода и без работы. Сейчас, даже если захотеть, восстановить производство чего бы то ни было тут в принципе невозможно.




Может быть, этот заводской маневровый тепловозик разделил участь развалившегося завода, мыкался где-нибудь, раздолбанный и не ремонтируемый, пока не был, наконец, списан на памятник, чудом избежав отправки в утиль.
А может быть он почти полвека успешно трудился, таская грузы, пока не ушёл на почётный отдых.
Как бы то ни было, теперь ТГК2-2857 - один из многочисленных технопамятников города Энгельс.

тепловозы, Саратовская область

Previous post Next post
Up