Паровоз Л-1578, г.Энгельс

May 04, 2020 13:54

На относительно «современный» (1971 года выпуска) маленький заводской маневровый тепловоз мы поглядели в прошлый раз. Теперь можно глянуть на относительно «старинный» (1951 года выпуска) большой магистральный паровоз.

Паровоз Л-1578, г.Энгельс

Паровоз Л-1578. Изготовлен Коломенским паровозостроительным заводом в 1951-м году. Заводской номер 9482.



Паровоз Л-1578. Все фотографии сделаны 27 июня 2019 г.

После постройки паровоз был передан в эксплуатацию на Куйбышевскую железную дорогу. В 1960-м переведён на Приволжскую железную дорогу, в Волгоград. Когда его отправили «на запасные пути» и где он стоял - мне неизвестно. Приходилось читать, что на Приволжской железной дороге паровозы эксплуатировались до 1965 года. В 2010-м паровоз установили в городе Энгельс в качестве памятника.



Информация на паровой машине несколько грешит против истины. Там написано: «Паровоз серии Л 1949 года выпуска отреставрирован ОАО «Завод металлоконструкций» в 2009 году».

Занятно, но процесс установки этого многотонного памятника мне довелось пронаблюдать. Хоть и частично. В режиме, условно говоря, «утром ехали мимо на работу - вечером ехали мимо с работы». Первый (и единственный) смартфон с фотокамерой у меня появился только года через два, фотоаппарата под рукой не оказалось - потому процесс установки памятника остался не запечатлённым. А было любопытно. Сначала насыпали довольно длинную, наверное в полкилометра, дугой изгибающуюся, подушку (создалось впечатление, что песчаную), проложили по ней временные пути. Благо неподалёку как раз имеется железнодорожная ветка, по которой и доставили будущий памятник. Ну а после, обычный маневровый ЧМЭ3 затолкал паровоз на место.
Временные пути убрали, округу облагородили - и вот уже десять лет паровоз тут стоит.




На кабине машиниста хотя-бы есть надпись Л-1578 (хотя традиционная заводская табличка на блоке труба/сухопарник/песочница традиционно оборвана). На тендере же вообще нет никаких обозначений. Так что тендер может быть и от этого локомотива, и от любого другого. Тасовать разные локомотивы и тендеры при установке в качестве памятника у нас любят и умеют.

Кроме утерянной заводской таблички, у этого паровоза потеряли, заодно, и гораздо более важную деталь - шнеки углеподатчика.



Вид с правого борта. Надо обратить внимание на не вполне обычное расположение - паровоз хоть и стоит в сотне метров от энгельсского железнодорожного вокзала (давным давно не действующего), но установлен весьма оригинально - посередине «центрального острова» автомобильного перекрёстка с круговым движением. И оформление его площадки как-то совершенно не предполагает возможности подойти и осмотреть вблизи.

Раз уж заговорили об углеподатчике, можно сказать буквально пару слов об истории и конструкции.

Паровозы послевоенной серии «Л» выпускались с 1945 по 1955 годы. Первоначально серия официально звалась «П» - «Победа». (Заводское обозначение тоже «П» - П32, «паровоз, 32 модель»). Но потом серию переименовали - в честь конструктора Л.С.Лебедянского. А название «Победа», правда, неофициально, отошло к пассажирским паровозам П36.
Выпустили паровозов «Л» не сказать, чтоб много, четыре с небольшим тысячи, зато они эксплуатируются чуть ли не до сих пор. Точнее - именно что до сих пор и эксплуатируются. Правда, в составе всяких «прогулочных» и «тематических» ретро-поездов. А те, что не ездят и не пущены на слом, в огромном количестве расставлены в качестве памятников по всей стране.

Что до конструкции, паровозы «Л» были весьма совершенны и прогрессивны. В том числе были оборудованы такой занятной штукой, как углеподатчик. Вручную топить этот паровоз на крейсерской скорости было проблематично, вот и поставили механизм из нескольких шарнирно соединённых шнеков, размещённых в шарнирно соединённых трубах, подающих уголь из тендера в топку.



Вот такая схемка из интернета - устройство углеподатчика на паровозах серии Л.

На дне тендера стенки ставились с уклоном, образуя эдакую вытянутую плоскую воронку, прикрытую управляемой заслонкой. На дне воронки горизонтально размещался первый шнек, загребающий уголь из тендера. Там же, в тендере, перед выходным отверстием ставили угледробитель для измельчения особо крупных кусков угля. Этот шнек карданной передачей соединялся со вторым, расположенным между тендером и паровозом, и идущим под небольшим углом вверх. А тот, в свою очередь, через перемычку, крепился к третьему шнеку, круто поднимающемуся вверх и уходящему в расширенное шуровочное отверстие топки. Трубы, в которых крутились шнеки, тоже соединялись подвижно, шаровыми головками. Все эти ухищрения нужны были для нормальной работы углеподатчика при перемещениях паровоза и тендера относительно друг друга.



На этой фотографии паровоз стоит «голый». Но на праздники, вроде Нового года или Дня Победы, на него регулярно цепляют «фонарики», транспаранты и прочее. Потом снимают обратно.

В принципе, кое-какие занятные детали про конструкцию паровозов серии Л можно посмотреть здесь, здесь и здесь, на примере паровоза Л-3733, установленного в Саратове. Там подойти и рассмотреть паровоз гораздо проще.



Кстати, изначально на носу, на дверце, была не просто красная звезда, а звезда с рельефными профилями Ленина и Сталина. Когда принялись развенчивать культ личности, этот барельеф со звезды отковыряли (отделить Сталина и оставить одного Ленина не представлялось возможным). Поэтому на звезде, прямо посередине, осталась круглая плоская «тарелка». На упомянутом саратовском паровозе Л-3733 это хорошо видно. А тут и сама звезда «неродная» - гораздо меньше положенной.



Благодаря своему «оригинальному» расположению, вокруг паровоза порой скапливается изрядно автомобилей. Особенно, когда на одном из съездов кольцевого движения образуется затор - там недалеко железнодорожный переезд, и его регулярно перекрывают. При этом дойти пешком и посмотреть на памятник крайне неудобно - достаточно далеко от жилых домов и общественного транспорта.

Вот такой паровоз-памятник. Да, прямо скажем, не самой редкой серии. Да, прямо скажем, не самой лучшей сохранности. Да, давненько его не подкрашивали в «радикально-чёрный цвет». Но он всё равно симпатичный.




ЖД, Саратовская область, паровозы

Previous post Next post
Up