Современная чайная культура китайцев. Часть II

Sep 15, 2016 12:12

И все же, можно ли провести своего рода черту, которая бы отделила заурядное чаепитие от ча дао?

Если следовать логике определения Чжуан Ваньфана, которое было приведено выше, то ча дао - это целенаправленное действие и цель его - обучение «правилам поведения» и «нравственное воспитание». Это достаточно узкое понимание содержания и функции ча дао.




Другой исследователь, Чэнь Вэньхуа, дает иное определение: ««Дао» - это очень важное понятие древнекитайской философии, его содержание очень богато и запутано. Что же касается смысла ча дао, в него входят: путь, истина, мораль, истоки, сущность, характер, дух, правило и т.д., он относится к философской категории “трансцендентального”. Поэтому можно говорить, что ча дао есть философия чайного искусства (ча и)”. Или более сжато: “Поэтому ча дао это душа чайного искусства (ча и), ядро чайной культуры (ча вэньхуа), это высший принцип, который направляет мероприятия чайной культуры”. И все же то, что остается не сказанным - это может ли существовать ча дао само по себе? В предисловии к своему ставшему классическим труду по теории искусства «И гай» («Общие правила искусства»), литератор династии Цин (1644- 1911 гг.) Лю Сицзай (1813-1881 гг.) писал: «Искусство (и) - есть [проявление] дао в форме» . Эта мысль оказалась настолько глубокой, что Ли Вэй и Ли Сюэчан обсуждая отношения ча дао и ча и по ошибке приписали ее Лао-цзы. Они дали такую характеристику этим взаимоотношениям: «Под дао мы подразумеваем дух, который пронизывает весь процесс ча и (в этом контексте употребляется в значении чайной церемонии). Дао без и - это пустая теория, если есть и, но нет дао - то отсутствует дух». Весьма недвусмысленно в этом определении дается ответ на вопрос, может ли существовать ча дао само по себе.

Весьма интересным в этой связи представляется привести определение ча дао, которое во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.) дал в своей небольшой работе «Ча лу» («Записи о чае») Чжан Юань (годы жизни не известны, «Записи о чае» составлены в XV в.) в разделе «Ча дао»: «Произвести с усердием, хранить в сухости, заварить в чистоте. Усердие, сухость и чистота - это и есть ча дао». Конечно, можно бесконечно обсуждать суть и содержание каждого из этих трех положений. Однако здесь в этом нет необходимости, тем более, что сам Чжан Юань никак не комментирует их и не развивает эту мысль дальше, напротив, раздел «Ча дао» завершает «Записи о чае» и содержит только эти два предложения. Из этого определения становится понятно, что под ча дао Чжан Юань понимал производство чая, его хранение и само чаепитие. Очевидно, что присутствие в этом биноме иероглифа дао не смущало Чжан Юаня своей глубиной.

Что же тогда такое ча и?

Ча и - не является традиционным биномом, который относится к чайной культуре. Он появился в 70-х годах XX в. на Тайване. В силу ряда исторических причин, в 70-е годы XX века Тайвань переживал период подъема национальной культуры. Взгляды ряда представителей интеллигенции с интересом обратились к чайной культуре. В 1977 г. любители чая и традиционной китайской культуры во главе с известным китайским фольклористом, главой Тайваньского научного общества фольклористики Китая и директором Института фольклористики
Китайской Академии Наук (Тайвань) - Лоу Цзыкуаном обсуждали вопрос, как все- таки называть китайскую чайную церемонию. Некоторые предлагали ча дао, но это название, хотя впервые и появилось в средневековом Китае, было распространено как название японской чайной церемонии (яп. ча до), что могло привести к путанице. Поэтому было предложено название ча и. В том же году в Тайбэе открылся первый дом чайного искусства (ча и гуань). Среди прочих причин, по которым было отвергнуто название ча дао, глава тайваньского научного общества по изучению китайской чайной культуры профессор Фань Цзэнпин, указывает следующую:

«Также вызывал опасения тот факт, что название «ча дао» слишком серьезно: китайцы с большим почтением относятся к слову «дао», это что-то возвышенно недостижимое, что могло помешать быстрому распространению этого названия. Поэтому было предложено название «ча и». После обсуждения, все согласились с этим названием. Так и появилось название «ча и».

Из этого становится понятно, что эта терминологическая путаница, которая наблюдается вокруг понятий ча дао и ча и - плод более поздних размышлений, тогда как для тех, кто ввел понятие ча и в обиход, эти два термина, очевидно, были синонимичны. В этой связи представляется симптоматичным тот факт, что Лю Цзе говорит, что: «Слово «ча и» появилось во времена династии Тан».

Далее она сообщает, что Цзяо Жань, о котором говорилось выше, Фэн Янь (даты рождения и смерти не ясны) и Лю Чжэньлян (?-813 гг.), которые также жили во времена династии Тан, «говорили» о «ча и», что не соответствует действительности. Политик и интеллектуал Фэнь Янь, живший во второй половине VIII - начале IХ вв. в разделе «Инь ча» («Питие чая») в шестом свитке своей книги «Фэн-ши вэнь цзянь цзи» («Записки господина Фэна о слышанном и виденном») только один раз употребляет бином ча дао: «Из-за того, что Чанбо Сюн, доработал книгу Хун Цзяня (имеется ввиду «Чайный канон» Лу Юя), ча дао сильно распространился. Среди знати и сановников нет тех, кто не пил бы чай». Бином ча и он не употребляет вовсе. Лю Чжэньлян, перечисляя десять добродетелей чая вообще не употребляет ни ча и, ни ча дао, но он говорит: «С помощью чая можно претворять Дао». В «Чайном каноне» иероглиф и встречается в Главе 1 «Происхождение», но в значении «выращивать, культивировать». В значении определенных технических навыков приготовления чая этот иероглиф начал встречаться в источниках времен династии Сун (960-1279 гг.), как например в разделе «Чуань-мин лу» («Записи о чае») книги «Цин и лу» («Записи о немирском и странном») политика времен правления династии Сун - Тао Гу (903-970 гг.), который позже выделили в отдельную книгу о чае: «... каждый день упражнялся в этом искусстве (имеется в виду в искусстве приготовления чая - пэн ча - М.Ш.)».

... Продолжение следует...
Автор: Шведов Максим Николаевич
Первая часть

чайная культура, Ча Дао, философия чая, Ча И, Китай

Previous post Next post
Up