Волшебство Токонамэ. Морисита Мунэнори

Sep 15, 2016 12:18

Покрытые от ручки до носика изысканной резьбой чайники Мунэнори - мастера-резчика и яркого примера керамических традиций Токонамэ - это действительно удивительное зрелище. Художник создает свои работы из цельного полотна, а затем декорируя узорами, формирует настоящее произведение.




Морисита Мунэнори родился в городе Токонамэ в префектуре Айти в 1954 году в семье керамиста. Его отец начал свою карьеру, изготавливая вазы и керамические печи для повседневной жизни. Мать, до замужества, занималась окрашиванием традиционных японских кукол.
Супруги перешли к росписи фигурок кошек счастья после вступления в брак, так как работа в выбранных ими областях начала угасать и не приносила желаемого дохода.

Мунэнори изначально не проявлял большого интереса к гончарному ремеслу, хотя его школа и предлагала керамические образовательные курсы. Тем не менее, в то время, как он пошел в школу, керамические традиции Токонамэ снова вернулись в моду. И отец Мунэнори возобновил свою гончарную практику, начав украшать посуду вырезанными фигурками, узорами и другими элементами.



Не проявляя особого рвения к работе, тем не менее Мунэнори начал оказывать помощь отцу, работая у него неполный рабочий день за деньги. Именно тогда и начал проявляться его интерес к искусству.

Когда пришло время определять свой путь за пределами средней школы, Mунэнори заявил, что он решил оставить свой след в мире керамики.
Он никогда не проходил официального ученичества, и, хотя он часто советовался с более опытными мастерами, остается в основном самоучкой.

Несмотря на работу в той области, о которой он сам и мечтал, Mунэнори говорит, что наблюдая за друзьями из своего выпускного класса, которые устроились на обычные наемные рабочие места, его часто наполняли сомнения по поводу выбранного пути. И только после девяти месяцев ожиданий, наконец-то его резные чашки стали продаваться, безусловно, принеся облегчение.



Пытаясь оставить свой след, авторский почерк в керамике, со временем Mунэнори столкнулся с новым, казалось бы, непреодолимым конкурентом - старшим мастером в создании Токонамэ гравировки на основе укиё-э и гравюр периода Эдо.

Это подтолкнуло Мунэнори на создание нового стиля, исключающего имитирование существующих моделей и стилей гравировки. Он начал самостоятельно делать керамические изделия (не украшая уже созданные другими мастерами), вырезая на них произведения, которые он придумывал самостоятельно.



В течение нескольких лет - через десять лет после окончания средней школы - он стал покрывать свои чайники полностью резными элементами, от носика до жемчужины крышечки.

Совсем недавно, как говорит Мунэнори, он начал двигаться в обратном направлении, целенаправленно оставляя часть изделий без гравировки.
Таким образом мастеру удается делать акцент на тех или иных элементах изделия. А так же, как говорит мастер, зритель начинает видеть продолжение изображения самостоятельно и за пределами границ изделия.

"Покрывать изделие полностью - тяжелая работа, отнимающая много времени и сил" - со смехом говорит Мунэнори. "Я действительно больше не хочу делать что-либо столь надоедливое, как это".



Важные этапы в карьере мастера Морисита Мунэнори:

1954 Родился в Токонамэ, префектура Айти
1973 Начал заниматься керамикой самостоятельно дома
1980 Обучение у Коё Такэда
1981 Приз на Первом Конкурсе Дизайна Токонамэ
Главный приз на 10й выставке Керамики Тёдза
1982 Приз на 11й Выставке Керамики Тёдза (после этого еще много раз получал главную награду этой выставки)
1986 Награда Поощрения 15й Выставки Керамики Тёдза
1994 Награжден в городе Токонамэ за культурный вклад
1995 Награда Киото Синбунся на 9й Японской Выставке Сэнтя Когэй
1996 Приз 10й Японской выставки Сэнтя Когэй (много раз в следующие годы)
1999 Приз Поощрения на 44й выставки Искусств Токонамэ
Становится членом авторитетной Ассоциации Японской Выставки Сэнтя Когэй
2000 Награда Тёдза на 29й выставке Керамики Тёдза
2003 Приз и Награда на 17й Японской Выставке Сэнтя Когэй
Награда Комитета Образования города "выставка чайников ручной работы", организованной на 50м Токонамэ культурном фестивале
2004 Награда Ёдзан "выставка чайников ручной работы", организованной на 51м Токонамэ культурном фестивале
Награда Тёдза на 33й выставке Керамики Тёдза
2005 Награда Поощрения 34й Выставки Керамики Тёдза
2006 Главный приз 32й Международной выставки Мастеров
Награда Тёдза 35й выставки Керамики Тёдза
Награда города Токонамэ, наивысшая награда национальных выставок Японии
2007 Награда Поощрения 36й Выставки Керамики Тёдза
2009 Персональная выставка в Департаменте Такасимая Киото, которую повторил в 2011 году
2011 Специальная награда жюри 40й Выставки Керамики Тёдза
2013 Выставка в департаменте Такасимая Осака









чайник, Мастер, Морисита Мунэнори, кюсу, Дом Живого Чая, Токонамэ, Япония

Previous post Next post
Up