При заваривании листового чая используется большое количество утвари, но чайник можно назвать главным атрибутом и “действующим лицом” чаепития. Функция чайника и его сложная архитектоника рождают разнообразие форм и пластических решений. Основой классификации чайников стало наличие ручки, её расположение и форма. Эта характеристика дополняется предназначением чайника для того или иного сорта чая.
Наиболее ранней формой заварочного чайника является ставшая в Европе традиционной разновидность с петлеобразной ручкой, прикрепленной с противоположной стороны от носика. Эта форма появляется уже в китайских мастерских XIII-XIV веков - в фарфоре Цзиндэчженя и в керамике разных гончарных центров. В Японии такая форма получила название тятё, тятю и тяхэй. В дальнейшем мы будем использовать наиболее распространённое название тяхэй. В таких чайниках в Японии заваривали зеленый листовой чай наиболее дорогого сорта - гёкуро. Чайные листья помещались в чайник, а затем заливались горячей водой (способ носит название энтя-тэмаэ). Форма тяхэй явилась результатом развития одного из типов кувшинов для воды - со сливом и ручкой - и сосудов для вина с отдельно сформованным носиком, петлевидной ручкой и крышкой (или без неё). Винная и чайная традиции оказались на Дальнем Востоке тесно связаны: не только сами чайники восходят к винным сосудам, но и чашки для чая в общем повторяют внешний вид и размер винных.
Чайники с неподвижной арочной керамической ручкой появились в репертуаре китайских мастерских, возможно, уже в конце периода Пяти династий (907-960), что подтверждено результатами археологических раскопок в Чжэньцзяне и Янцзяошане, двух мастерских Исина. В Японии сосуды такой формы получили название добин (“глиняные сосуды”). В них традиционно заваривали лекарственные травы; позднее добин также стали использоваться для приготовления некоторых блюд японской кухни, требующих кипячения и выпаривания, например супов из овощей и морепродуктов. Форма добин в XIX веке стала распространенной формой миниатюрных чайников для заваривания сэнтя.
Миниатюрные чайники с подвижной арочной ручкой ведут своё происхождение от металлических котелков для хранения и кипячения воды. Такие котелки-чайники употреблялись в практике чайной церемонии: железные и чугунные тэцубин (“металлические сосуды”) использовались в неформальных случаях для кипячения воды на больших жаровнях, для этого же служили и серебряные или золотые чайники гимбин (“золотые сосуды”). Сосуды сходной формы (иногда металлические, иногда керамические), предназначавшиеся для чистой воды, которой ополаскивали аксессуары для приготовления чая, назывались сэмбин (“сосуд для омовения”).
Чайники без ручки, хохин, использовались только для чая гёкуро. Прообразом некоторых хохин, вероятно, послужили широкие открытые сосуды со сливом (иногда напоминающие по форме европейские соусники) - юсамаси (юдзамаси), с ручкой или без неё. Для заваривания некоторых сортов чая с особенно изысканным вкусом не используется кипяток: слишком горячая вода активизирует дубильные вещества в чайном листе, придавая напитку горечь и убивая тонкий аромат. Воду остужают до 60-80 градусов ( в зависимости от сорта чая) в сосудах юсамаси. Действительно, наиболее ранние заварочные чайники хохин напоминают эти сосуды, но снабжены крышкой и фильтром для отцеживания чайного листа.
Наиболее своеобразную форму являет кюсу, чайник с боковой ручкой. Классическими можно назвать прямые полые ручки с открытым раструбом. Эти ручки, расширяющиеся к внешнему концу, выглядят массивными, но не нарушают сбалансированности формы и удобны руке.
В традиционном репертуаре китайских мастерских чайники формы кюсу встречаются редко. Чэнь Маньшэн (1768-1822), видный китайский философ и историк исинского производства, в конце XVIII века составил реестр старых форм, которые могли бы использоваться современными ему керамистами. В начале XIX века мастерские в Исине переживали кризис, производство было сокращено, и Чэнь Маньшэн выступил инициатором и горячим сторонником возрождения исинских традиций. Его оригинальный список форм не сохранился, но К.С.Ло произвел реконструкцию этого документа, основываясь на формах продукции мастерских, работавших в Исине под непосредственным руководством Чэнь Маньшэна. Все восемнадцать форм представляют собой варианты тяхэй или чайника с высокой ручкой типа добин, ни одного чайника с боковой ручкой типа кюсу в этом реестре нет. Нет их и в дополненном перечне из девяти наиболее популярных форм, добавленных к классическому списку после 1954 года, когда с основанием Китайской Народной Республики производство в Исине вновь стало расширяться. В то же время в “Изображениях чайной утвари Байсао” Аоки Сюкуя воспроизвёл исинский сосуд для горячей воды Гикокан - именно формы кюсу.
Таким образом, китайские мастера чайники с боковой ручкой изготовляли, но подлинную популярность сосуды этой формы получили в Японии. В XIX - начале XX века кюсу составляли основную часть миниатюрных чайников японских гончарных мастерских. Вероятно, эта форма в Китае ведёт своё восхождение от металлических ковшей, в которых вода кипятилась на открытом огне: в полый боковой раструб вставлялась длинная деревянная ручка, позволявшая ставить воду на огонь, не обжигая рук. В более поздних керамических чайниках такая ручка-раструб сохранилась, и японские чайные мастера стали воспринимать данную форму как наиболее удобную для манипуляций на небольшом чайном подносе мэйбон.
Размеры сосудов для воды, приготовления и сервировки напитков определялись в основном их функцией и материалом. Большие металлические тэцубин для кипячения воды на жаровне могли вмещать до двух сё (1 сё - 1,8 л) воды; чайники для бытового приготовления чая - обычно около 400 мл. Однако миниатюрные чайники для сэнтя и гёкуро редко бывают объёмом более 180 мл. Миниатюризация всех вышеперечисленных форм в Японии происходит на протяжении XVIII - первой половины XIX века.
...Продолжение следует...
Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
"Введение к каталогу "Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже "
Первая часть Вторая часть Часть III Часть IV Часть V Часть VI Галерея авторской керамики
WabiPot.com