Следует отметить, что почти все термины, используемые для выявления семей и эпох чая Пуэр появились по большей части в учениях 1990-х годов. В своё время, эти чаи были повседневным товаром - имена и тенденции всегда менялись со временем. Кроме того, следует помнить, что хотя границы между этими эпохами и установлены по определённым причинам, в конечном счете произвольны. Хотя большинство ученых в целом пришли к согласию, но отдельные выдержанные экземпляры, находящиеся рядом с границами, могут проскользнуть в смежную эпоху в зависимости от того, как на них посмотреть
Античная Эпоха
Эта эпоха чая включает в себя весь чай, который был произведен до образования Коммунистического Китая в 1949 году. Все фабрики того времени были частными предприятиями, и ни у кого нигде поблизости нет их продукции на сегодняшний день. [Очередное сложное предложение, в переводе которого я не уверен. Оригинал: «All of the factories from that time were private businesses and none had anywhere near the output of those today»] Многие из этих торговых фирм также имели дело с другой продукцией, такой как рис и другие сельскохозяйственные продукты. Чай Пуэр был всего лишь одним продуктом среди многих. Некоторые из фабрик даже принадлежали отдельным семьям, как например легендарные Сун Пин Хао (Song Ping Hao) и Тун Цин Хао (Tong Qing Hao). Зачастую это были маленькие, сельские дома, где чай и другие продукты были обрабатывались полностью вручную. Спрос на рынке на тот момент был небольшим и годовой объем производства в цифрах даже у государственных фабрик в последующие годы был смехотворным. Старые владельцы чайных домов в Гонконге говорят, что 10 цзянь («jian» или «корзина», каждая с 84 блинами, то есть 840 блинов) было достаточно для всего острова в течение одного года. Спрос на Пуэр был низок потому, что его розничная цена была относительно высокой по сравнению с другими чаями. Тем не менее, многие утверждают, что более чистые и естественные методы земледелия и окружающая среда придали этим блинам несомненное величие, которого не найти ни в одном из их потомков. Тот факт, что многим из этих чаев теперь по 70 или более лет в сочетании с тем, что очень немного их было произведено, делает их чрезвычайно редкими и ценными - иногда стоимостью более ста тысяч долларов за блин.
Блины Античной Эпохи никогда не оборачивались внешней оберточной бумагой. Возможно, она считалась слишком дорогостоящей в то время; и хранение не рассматривалось как большая проблема. Тем не менее, все блины имели нэй фэй (nei fei) или «внутренний ярлык с товарным знаком», впрессованный в чай так же, как и те, которые вы видите на сегодняшний день. Многие также имели нэй пяо (nei piao) или «ярлык партии», который находился в каждой стопке семи блинов (эта стопка называется тун, tong). Кроме как по чайным листьям, эти торговые марки являются действительно единственным способом, которым коллекционеры могут отличить блины друг от друга, особенно если блины от одной фабрики, как например Красная и Синяя Марка от Сун Пин Хао. Сырье этих древних блинов было крупнолистовой смесью и собиралось полностью со старых деревьев. Когда «Новый Китай» был создан в 1949 году, центральное правительство заявило, что вся промышленность принадлежит народу. Даже чайная промышленность был передана местному правительству. Эти изменения закрыли семейный частный бизнес в 1950-х годах и Античная Эпоха подошла к концу.
Эпоха Шедевров
Эпоха Шедевров началась с создания государственных предприятий, таких как Мэнхай, который все еще существует на сегодняшний день. Для того чтобы контролировать и стабилизировать производство чая в провинции Юньнань, была создана «Китайская чайная корпорация, Юньнаньское отделение» («China Tea Corporation, Yunnan Branch»). У них был свой логотип, бренд и товарный знак - созданы в 1950 году и зарегистрированы центральным правительством в 1951 году. Эта торговая марка сейчас является знаменитой - знак «8-Zhong Tea», что находится в центре всех блинов Эпохи шедевров и более поздней Эпохи Семи Сыновей. Иерглиф «Чжун» (中, zhong) означает «средний» или «Поднебесная», то есть Китай. Восемь таких иероглифов окружают иероглиф чая, «Ча» (茶, cha), так как восьмёрка считается счастливым числом. Это также символизирует цель распространения китайского чая по всем восьми направлениям мира.
Чаи Красная и Синяя марка, а также другие из Эпохи Шедевров, в настоящее время также очень редки. Хотя они не так дороги или труднодоступны, как чаи Античной Эпохи, но многие образцы быстро приближаются к сравнимым значениям. Как старые чаи, они также являются сокровищами.
Чайные блины Эпохи шедевров отличаются от более ранних одной очевидной деталью: они произведены с использованием внешней оберточной бумаги. Все эти блины были завернуты в бумагу ручной работы с товарным знаком «8-Zhong» в центре. Название «Китайская чайная корпорация, Отделение Юньнаньской провинции» («China Tea Corporation, Yunnan Province Branch Company») печаталось в виде кольца вокруг центрального знака и читалось справа налево (что помогает отличить эти блины от более поздних, произведенных в Эпоху Семи Сыновей). Стиль и методы, используемые, чтобы обернуть семь блинов в тун не поменялись в Эпоху Шедевров: по-прежнему использовалась кора бамбука с мягкой бамбуковой бечевкой, удерживающей тун закрытым.
Временным отрезком Эпохи Шедевров считаются 1950-е и 60-е, она характеризуется четырьмя основными категориями чая. Некоторые авторы разделяют эти блины на большее количество разновидностей. Этот список, поэтому, грубое упрощение, так как большинство китайских антологий будет включать в себя некоторые более поздние сорта чая в данную эпоху, а также подразделять эти категории на многие блины. Тем не менее, это только начало для понимания Эпохи Шедевров:
- Red Mark Round Cake - Круглый блин Красная Марка
- Red Mark Tie Bing (iron discuss) - Тэ Бин Красная Марка (железный пресс)
- Grade A and B Blue Mark Round Cake - Круглые блины класса А и Б Синей Марки
- Artistic Font Blue Mark Tie Bing (iron discuss) - Тэ Бин Синяя Марка с художественным шрифтом (железный пресс)
Эпоха Семи Сыновей (Chi Tse Bing)
Эпоха Семи Сыновей началась в 1972 году с образованием ныне знаменитой «Китайской Национальной Импортно-Экспортной Компании Отечественной Продукции и Побочных Продуктов животного происхождения» [перевод названия мой, оригинал «China National Native produce & Animal By-product Import & Export Company»], часто произносимой как «CNNP». Новое агентство контролировало всё производство Пуэра в течение этого периода. Тремя основными фабриками того времени были Мэнхай, Сягуань и Куньмин. В течение этого времени производство чая Пуэр увеличивается в результате растущего внешнего рынка. Чая экспортируется больше, чем когда бы то ни было. В результате на рынке старого чая этих чаёв плавает больше, чем их предшественников, хотя некоторые из этих известных винтажных экземпляров теперь также начинают встречаться реже и становятся дороже. Некоторые из самых молодых блинов этой эпохи только сейчас начинает достигать зрелости, и ценители заинтересованы в дегустации как этих блинов, так и более ранних.
Когда CNNP взялись за производство Пуэра в провинции Юньнань, они изменили некоторые аспекты дизайна, используемые для упаковки чая, а также купажи и сырьё. Следовательно, помимо смены руководства, эти изменения оправдывают разграничение двух чайных эпох в это время. Во-первых, все чаи перестали называться «Юань Ча» («Yuan Cha») или «Круглый Чайный Блин»; вместо этого, они стали называться «Цы Цзи Бин Ча» («Chi Tse Bing Cha»), что буквально означает «Чайный Блин Семи Сыновей». Как упоминалось ранее, подпись на этих блинах сменила направление с «справа налево» на «слева направо». На блинах, приготовленных Мэнхайской фабрикой под китайским названием также начали использовать шрифт с латинским пиньинь с целью экспорта. (Сягуаньская и Куньминская фабрики были медленнее в таких инновациях). Мэнхай также начал добавлять Нэй Пяо между каждым блином и внешней упаковкой. Ученые часто разделяют эти ярлыки Ней Пяо с теми, которые использовались в Старинной Эпохе, называя их «Ярлыками с описанием», а более старые «Ярлыками партии». Нэй Пяо из Эпохи Семи Сыновей называли «Ярлыками с описанием», поскольку они содержали краткое описание чая внутри, иногда с указанием региона, информацией о продукции или даже с маркетинговой информацией о пользе чая Пуэр для здоровья. Опять же, Сягуаньские и Куньминские блины ранней Эпохи Семи сыновей не имели таких Нэй Пяо внутри. И конечно название вокруг «8-Zhong Tea» также было изменено с China Tea Corporation на CNNP. Также было произведено еще несколько других изменений в упаковке в то время, таких как использование металлической проволоки для связывания Туна, ведение фабричные кодов и номеров партий и даже изменения в дизайне Нэй Фэй, запечатанных в чай.
Современная Эпоха
Разные авторы говорят о разном времени завершения Эпохи Семи сыновей. Многие современные фабрики по-прежнему производит блины с тем же дизайном упаковки, что была и в прошлую эпоху и непрерывное производство чаёв с этим оформлением делает разграничение между эпохами Семи Сыновей и, как говорят ученые, «Современной Эпохой» затруднительным. Тем не менее, большинство историков Пуэра говорят о завершении Эпохи Семи Сыновей где-то в середине-конце 1990-х годов. Для нас 1997 год - это хорошее время, чтобы отметить конец этой эпохи, потому что частные заказы, сделанные чаеторговцами национальным заводам резко увеличились после 1997 года. Кроме того, наряду со стилем Семи Сыновей появились различные виды оберток. С начала Современной эпохи, производство и варьирование чая Пуэр увеличилось в ураганных масштабах.
Автор У Дэ (Global Tea Hut #21, октябрь 2013г.)
Перевод
Иван Лев К вашим услугам
самая большая в России коллекция выдержанных шен пуэров