vegall. ФИЛОСОФСКИЕ ЗАМЕТКИ О КОГНИТИВНОМ ДУАЛИЗМЕ

Oct 16, 2018 13:25

Валдайские сказки

26 окт, 2015

На Валдайском форуме Владимир Путин выдал очередной перл. На вопрос, в чём он видит причины конфликта между Россией и Западом, он ответил:
"Вы знаете, если посмотреть на рассуждения наших мыслителей, философов, представителей классической русской литературы, то они видят причины разногласий между Россией и Западом в целом, в широком смысле этого слова в разнице мировоззрений. И отчасти они правы. В основе российского мировоззрения лежит представление о добре и зле, о высших силах, божественное начало. В основе западного мышления - я не хочу, чтобы это прозвучало как‑то неловко, но всё‑таки в основе лежит интерес, прагматичность, прагматика".
Эта фраза очень ловко выстроена. Вначале Путин говорит вполне безобидную вещь - действительно, многие русские мыслители фиксировали различность мировоззрений русских и европейцев. Также как они фиксировали, например, вполне очевидную самобытность русской и других национальных культур. Но далеко не все русские мыслители из этой разности культур и мировоззрений выводили непременную враждебность России и Европы. Враждебность феномен политический, она рождается из столкновения прагматических интересов господствующих классов, а вовсе не из разности культур и мировоззрений подчинённых этим классам народов. Чем Шекспир враждебен Пушкину, а Бетховен - Чайковскому? Ничем, они есть моменты единого движения человеческой культуры, независимо от своих национальных принадлежностей или даже политических взглядов. Но Путин пытается объяснять конфликтность именно мировоззренческим и культурным факторами, их принципиальной антагонистичностью, ссылаясь при этом на "русских мыслителей". И далее он пытается определить сущность этого различия мировоззрений русского (российского) и западного человека, причём, делает это так, будто такого мнения придерживались едва ли не все русские мыслители, философы и писатели. Во всяком случае, из контекста это следует, и невнимательный слушатель это именно так и воспримет. И вот Путин утверждает, что в основе российского мировоззрения лежат представления о добре и зле, высших силах, божественное начало, а в основе западного мировоззрения лежит прагматизм. Не будем подробно останавливаться на прояснении того, что же такое "российское мировоззрение", чем оно определяется (штампом в паспорте?) и кто из русских писателей употреблял этот термин. Очевидно, что подразумеваются все подданные РФ и им всем приписывается одинаковое мировоззрение, для которого характерно изначально правильное представление о добре и зле, о высших силах и самое главное - в основе этого всеобщего для граждан РФ мировоззрения лежит божественное начало. Дело даже не в том, что само по себе такое заявление, приписывающее одной нации, причём, весьма эфемерной - российской, некую божественную избранность, формирует в представителях этой нации болезненное чувство национального эгоизма; и если национальный лидер делает подобные заявления, он должен отдавать себе в этом отчёт. Дело в другом - делая такие заявления, не надо ссылаться на «русских мыслителей и представителей классической русской литературы», потому что далеко не все из них придерживались такой вульгарной формы патриотизма. Приведу только два примера: философ Владимир Соловьёв и писатель Лев Толстой. Оба резко негативно относились к подобным формам государственного патриотизма, подпитывающего извращённое чувство национальной исключительности. Вот что писал Соловьёв в 1888 году по поводу подобных сомнительных способов поднятия народного духа:
«В настоящее время, при искусственном возбуждении в русском обществе грубо эгоистических инстинктов и стремлений, а также вследствие некоторых особых исторических условий, духовное развитие России задержано и глубоко извращено, национальная жизнь находится в подавленном, болезненном состоянии и требует коренного исцеления».
А это слова Толстого из его знаменитой, написанной спустя 12 лет, статьи «Патриотизм и правительство»:
«Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, -- а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами».
Конечно, можно не соглашаться с авторами этих строк, можно, как это принято сегодня делать, обвинять их в отсутствии любви к Родине и даже во враждебности к России (хотя по отношению к Толстому, добровольно отправившемуся на оборону Севастополя, такая позиция выглядит весьма экстравагантной). Но уж точно нельзя игнорировать мнения таких крупных фигур в русской культуре касательно проблемы патриотизма. Поэтому, думаю, не следует представлять дело так, будто в русской мысли по этому вопросу царило единомыслие, и совсем уж невежливо пытаться подкреплять свои чрезвычайно сомнительные идеологические поделки авторитетом «русских мыслителей и представителей классической русской литературы».
Примечательно, что почти сразу после того, как президент таким не вполне честным образом обозначил божественную исключительность российской нации, он обрушился с критикой на всякое проявление мессианства в политике:
"Я, к сожалению, не могу воздержаться от определённой критики, но когда в основе сегодняшней политики лежит некое мессианство и исключительность, то нам сложно вести диалог в таком формате".

Как же так - только что вы объявили российскую нацию носителем божественного начала в противовес прагматичному бездуховному Западу и тут же критикуете мессианство и исключительность в политическом дискурсе?
Но и это ещё не всё. Самое поразительное это то, как Путин закончил валдайскую беседу: отвечая на вопрос иранского политика А.Лариджани по поводу ситуации в Сирии, президент Путин сказал:
"Договариваться надо, в конечном итоге всё‑таки прагматизм должен победить".
Почему же победить должно не божественное начало, лежащее в основе российского мировоззрения, а прагматизм, присущий западному мышлению? Эта последняя фраза президента заставляет задуматься об основах его собственного мировоззрения.

философия, вопросы теории, внешняя политика, Путин, vegall, внутренняя политика, идеология, патриотизм, национализм

Previous post Next post
Up