Проплаченный формат
Очень часто в России открывают разные форматы национальных программ и тут же закрывают, потому что они не рейтинговые. Так было с начала 90-х годов. Такие программы обычно смещают в программной сетке за час ночи. Как и для чего это делается на телеканалах?
Берутся деньги от правительства или откуда угодно, выпускается программа, конечно, не на столько качественная как должна быть, как только заканчивается финансирование, на второй день программа закрывается.
Трансформация СМИ
1
Всем известно, что молодое поколение сидит в Интернете. Радио они не слушают, газеты они не читают, чтобы достучаться до этой аудитории, нужны совершенно другие подходы. Ставки нужно сейчас делать на видео- и фоторяд, на статьи менее 2500 знаков, не иначе. В газетах у нас осталась совсем другая аудитория, с которой тоже нужно учиться работать по-новому - ей не так важны фотографии, сколько важен текст, логические связки и, как говорят в телевидении, - «бантик». В нашем издании «Национальный акцент», к примеру, это рецепт - людям, оказывается, важным прочитать что-нибудь эдакое, а потом пойти и приготовить по этим 800 печатным знакам блюдо.
2
Практически половина населения Российской Федерации считает, что межнациональные отношения стали намного напряженнее в последнее время. За год этот процент увеличился с 39% до 49%. Теперь, когда у нас в стране происходит ДТП, в комментариях все чаще начинают спрашивать «А какой национальности был водитель? Наверняка он с Кавказа, наверняка спустился с гор и вместо того, чтобы пасти своих баранов, убивает людей!?». - Даже там, где, казалось бы, нет никаких предпосылок поиска причин вражды, люди начинают ее искать. Но как вы думаете, в каких федеральных округах наиболее обостренная ситуация? В Центральном федеральном округе - 62%, Северо-Западном и Северо-Кавказском - больше 60%, намного спокойнее на Дальнем Востоке, в Сибири и Уральском федеральных округах. Важно то, что на вопрос «А с вами лично что-то происходило?» подавляющее число ответов - «Нет» и люди все объясняют одной простой фразой - «В СМИ сказали…».
3
Не все СМИ плохие и не все СМИ продажные. Давайте говорить прямо - у нас есть люди, которые не продаются и делают свою работу как надо. А иначе - давайте коллективно всем раздадим веревки и мыло! Большая часть людей нормальные, мы просто не умеем между собой выяснять отношения, мы разучились договариваться. Если чиновники правильно делают свою работу, то их реакция на события становится гораздо быстрее. Если не совсем - скорость реакции на определенные события замедляется. Вспомнить историю в Бирюлево. Власти три дня не выходили к СМИ и три дня не давали никаких комментариев, тем самым, позволив обрасти непомерным комом информационной лжи. Потом уже всем приходилось, как говорится, «бить по хвостам», так как надежды на то, что все рассосется, никогда себя не оправдывают.
Как только начались события в Бирюлево, вдогонку пошла такая информация: «Мигранты изнасиловали женщину». В Бирюлево к тому времени уже работало 11 съемочных групп. Так как событий не было, все находились в ожидании. В какой ситуации оказывался журналист, посланный туда?
У простых же людей срабатывал эффект «минуты славы» - как только видят камеру, начинают говорить что угодно, лишь бы попасть на экран, рассказывать ужасы, которых нет. А камера уже ищет следующий сюжет. И если ничего потом не происходит, то шеф-редактору, сидящему в офисе, это надоедает и он раздает указания, мол, «Я где-то видел на каком-то канале, что людям страшно жить в Бирюлево и если ты не можешь подготовить материал, значит, ты плохо видишь, плохо работаешь». В результате мы получили несколько дней горячих дней.
Если смотреть на статистику, то 57% москвичей и 60% жителей Санкт-Петербурга поддерживали участников массовых распорядков в Бирюлево. Это означает, что если бы в тот момент ОМОН применил силу, то миллионы людей пришли бы туда на помощь и мы имели бы либо вторую Манежку, либо первую Бирюлевку, но в таких масштабах, что мама не горюй и сложно было бы потом разобраться, кто больше виноват, ведь к журналистам столько дней никто не выходил и не давал никаких комментариев, а у журналистов работа такая - передавать в эфир новости одни, вторые, третьи. Журналисты и нашли тех, кто прокомментировал ситуацию, как это нужно было их шеф-редактору, и сделали еще хуже.
Вывод: Ничего невозможно утаить. Либо власти и журналисты будут работать вместе, либо и те, и другие будут проигрывать и, в конечном счете, проиграет вся страна.
Уход в Интернет
1
Местные СМИ часто неуправляемы и неавторитетны - это правда. «Как бы чего ни вышло» - это пока что про нас, ведь каждый журналисту диктует, как ему нужно освещать то или иное событие. Каждый! Все знают, как учить, как лечить и как решать межнациональный вопрос. Понятно, что есть разные рычаги - финансовые, политические, но не нужно ими пользоваться каждый день. Многие журналисты у нас на семинарах признаются, что их не допускают к информации - они видят, что что-то происходит, но не могут это ничем объяснить. И любое необъяснение становится напряжением в обществе. Это приводит к обсуждению информации, но не открыто, а в Интернет-пространстве. Там люди уже не связаны ни законом о СМИ, ни какими ограничениями…и что получается в итоге? А получается, что власть сама же провоцирует всех на появление скандала, она дает карт-бланш тем, кто собирается поливать грязью их же самих. Вместо того чтобы утолить жажду журналистов, они разжигают тех, кого нельзя наказать - ни потерей имиджа, ни порчей имени. И если у СМИ нельзя получить информацию, они получат ее извне, ни с кем не советуясь.
2
Есть теория, что Интернет-СМИ существуют по принципу электричества - игра и провокация здесь становятся главными элементами, которые рано или поздно вспыхивают. Нужно учиться играть по новым правилам! Прием «новости-перевертыши» - это когда двусмысленный заголовок цепляет и создает «перегрев» аудитории. Этого не нужно бояться даже на сайтах администрации, ведь если на нем будет оперативно размещаться вся информация, то все бросятся его смотреть. Хуже - когда блогер воспользуется этой ситуацией и перетянет аудиторию к себе. Потом оправдывайся.
3
Журналисты - как лейкоциты. Они обнаруживают вредоносные организмы и их уничтожают. Если видят опасность, они на ней фокусируются и нейтрализуют. ЖЕЛАНИЕ ОГРАНИЧИТЬ ЖУРНАЛИСТА - ЭТО ВИД САМОУБИЙСТВА. Отложенное убийство общества. Соцсети неуправляемы и безответственны. Да, Интернет-сми могут существовать без лицензии. Помните ситуацию с Росбалтом, когда им пригрозили? Они сказали: «Хорошо!» - и стали рассказывать правду без лицензии. 3000+ - это попытка регулировать ситуацию для блогеров, но этим ситуация не решается. В Живом журнале сейчас читатели считаются как? 2500+, а дальше читатели не считаются.
Регионы
1
У нас почему-то считается, что если в регионе журналисты молчат как рыбы, то все хорошо, но ведь у нас сейчас процветает региональная конкуренция, каждый борется за своего читателя, поэтому подчас то, что происходит в Новосибирске, часто рассказывается из конкурирующего Томска, поэтому нельзя все регионы держать под контролем. Силовые методы уже не работают, нужно договариваться - и это нужно объяснять представителям власти.
2
Часто региональные СМИ обижаются, что хорошее никого не интересует и как только у кого-то что-то сгорело, приезжают федеральные и начинают снимать. 364 дня - хорошее, но приедут на 1 плохой.
В СМИ существует эффект узкого информационного горла - из 20 минут новостной программы общественной жизни может быть посвящено не более 2-3 сюжетов. Так как. каналы сейчас конкурируют друг с другом, а вовсе не целенаправленно стараются занять нишу, то они ставят в эфир все то, что может привести к ним рейтинг. И вот вопрос - «Какие же 2 сюжета пройдет в эфир, снятые за день в 85 регионах?».
3
Человек реагирует на негативную информацию, потому что в нас заложенный веками великий механизм - когда встречались на первобытных стоянках люди, они обменивались только негативной информацией: «ты туда не ходи, там болота», «не ешь такую поганку, отравились»… Негативная информация всегда была связана с сохранением жизни. Но сегодня на кнопки опасности давят и давят, давят и давят, вызывая бурную реакцию. Когда-то наступит предел этой терпимости.
Расшифровка аудиозаписи с семинара-совещания для представителей СМИ и пресс-секретарей "Об особенностях освещения в СМИ фактов и событий по межнациональной тематике" Маргариты Лянге, Председателя Гильдии межэтнической журналистики (г. Москва).
X окружной форум "Информационный мир Югры", г. Ханты-Мансийск,
21 ноября