Этнобрендирование
1
85 регионам нужно научиться разговаривать друг с другом, поддерживать бренды своих соседей. И тогда рейтинги могут делаться уже на уникальности информации. Для этого нужна неискаженная адекватная картина, создаваемая умными и инициативными людьми.
2
Давайте не позитивную информацию давать массам, а объективную? У нас страна такая, что если мы начнем объективно в ней все отражать, то все будет хорошо. Но люфт для критики всегда должен быть.
3
К сожалению, у нас есть общемировой тренд - подогревание межнационального конфликта силами СНГ. Помните ситуацию в Минводах? Ни одно русское издание не позволило себе из ситуации сделать межнациональный конфликт, но введите в поисковике вопрос на эту тему и у вас появится заголовок «Злобные армяне забили русского парня», как вы думаете, из какой страны был материал? Из Азербайджана - это эхо Карабахского конфликта. Не смотря на то, что границами мы разделились, поле информационное у нас одно и все мы пишем на русском языке.
4
Необходимо научиться переключаться с негатива на региональное брендирование. Некоторые блогеры сейчас более читаемы, чем некоторые журналисты. И вопрос тут уже не в чванстве «мы профессионалы, а они нет», в в выживаемости в профессии. Сейчас часто слышишь, что «журналисты продажные, их спонсируют власти, верить можно только независимым блогерам», хотя все мы прекрасно понимаем, что блогеры, особенно тысячники, тоже умеют хорошо продаваться и свои комментарии могут продавать еще и подороже многих СМИ. С этой объективной реальностью нужно учиться работать.
5
Иногда бывает, что мы едем с журналистами вовсе не в соседние регионы, и главные редактора меня спрашивают: «А зачем это нам? Где они, а где мы?». Что это может означать? Это означает, что у некоторых в головах не все в порядке, потому что писать об одном и том же много раз подряд без возможности сравнить, приводит к узости мышления. Журналист вообще чем больше ездит, тем больше он насыщается. Его нельзя замыкать в одном пространстве, а иначе он выгорит и можно сколько угодно его спрашивать потом «что ж ты так скучно пишешь?».
Героический подвиг
1
Мы все сейчас знаем сегодня, во что превратилась Красная поляна - мировой курорт, Олимпиаду там провели, но мало кто знает, что ее преображение связано с одним человеком - Цхамария. Он первым занялся тем, что называется теперь этнобрендированием.
Много лет назад я увидела в том селе человека настоящего патриота. Он там вырост, в возрасте 14 лет, чуть ли не в партизанской войне, защищал свое село, там умер его брат. Цхамария был директором единственной в селе школы и он фактически, взяв за основу истории историю этого маленького села, всю ее придумал и переписал. Да, у него ушло на это около 30-40 лет, но это прекрасный пример того, как журналисты и общество могут, работая сообща, могут продвинуть свой регион и сделать его узнаваемым для других.
Так как он был директором школы, то он начал со своими учениками изучать окрестности - количество осадков, листочки собирал, сравнивал показатели со всей страной. Весь образовательный процесс строился сквозь призму истории села. Я однажды удивилась, когда вошла в кабинет - на диораме было написано «Неандертальский период в селе Красная поляна». Сомневаюсь, что там были неандертальцы, но на фоне Красной поляны они там рисованные ходили. Он создал
музей истории - всем селом все ходили и собирали железки, пистолеты старые… а до недавнего времени, чтобы добраться до Красной поляны, нужно было ехать по страшному серпантину, а что сейчас? Сейчас там прорыты туннели. Раньше там даже электричества не было!
Человек постепенно начал рассказывать всем, какие великие люди побывали в Красной поляне, кто в ней воевал, можно было подумать, что практически весь исход второй мировой войны решился там, в Красной поляне! Я называю это «здоровый центризм». Еще он писал книги - про уникальные флору и фауну, облака… - то есть при помощи детей создавал мощную научную базу и все для того, чтобы все вокруг начали думать, что да, наверное, очень крутое место - эта Красная поляна. Со временем начали водить по-тихонечку туда экскурсии. Но Цхамария был очень умным человеком - он начал писать всякие письма адмиралам, мол, «Приезжайте к детям в Красную поляну, мы покажем вам сельскую школу…» - и адмиралы чуть ли не косяком начали в нее заезжать, когда направлялись в Сочи. Это был классический пиар - привлечение известных личностей, привлечение ньюсмейкеров.
И когда в селе начли появляться такие люди, местной власти уже стало неудобно - пришлось построить шикарную школу вместо маленькой и неказистой. Потом возникла идея создать там курорт. Но она бы никогда не возникла, если бы Цхамария ничего этого не делал - не издавал никаких буклетов на тонкой газетной бумажке, не писал писем… Его уже нет в живых, но я ехала туда и видела огромные сверла, которые прорывали туннель. Они были словно материализованными частями огромной души его.
Сейчас подобное делается гораздо быстрее, не требуется 30-40 лет для этого, журналисты могут сделать нечто подобное в два счета, если с ними дружить.
2
Другой пример - город Мышкинск, Костромской области.
В нем есть музей мыши и легенда про то, как ехал князь, прилег он поспать, приползла змея и если бы не мышка, спугнувшая эту змею, умер бы князь! На самом деле вся эта история придумана. Город Мышкин все свое время был одной загибающейся улицей, в советское время ни один корабль не останавливался у причала.
Однажды жители Мышкина выиграли грант и наняли консультантов, чтобы те помогли им выжить, потому что «заводов у нас нет, сельского хозяйства нет, помираем». Вместо того, чтобы распихать все эти деньги по карманам, все вместе сели и начали придумывать все эти истории, и Мышкин из одной улицы превратился…сначала в музей Мыши, потом в музей Водки, потом в музей старой сельскохозяйственной техники и сейчас практически каждый двор в нем стал музеем. Сейчас там и развитой туризм, и сувенирная продукция. Сейчас о Мышкине знают все и бизнес в Мышкине хорошо идет. По времени это заняло лет 15-20, можно и быстрее.
3
Урюпинск.
Сейчас он позиционируется как территория безопасности. А вы помните, как они себя позиционировали раньше? - Столица провинции! Можно быть кем угодно и если над тобой смеются, то нужно просто перевернуть эту идею и сделать из нее плюс, объединившись с журналистским сообществом. Началось все с того, что поставили в центре города памятник козе и хотя она была Оренбургская, знаменитый пуховый платок сейчас все чаще ассоциируют с Урюпинском. Так началась борьба за региональные бренды.
Журналистская компетенция
1
Необходимо создавать яркие информационные поводы. Можно собираться журналистами и при необходимой подготовке ехать по интересным местам. С чем я столкнулась? К сожалению, молодые журналисты не умеют удивляться, не умеют искать что-то новое - они уже приехали в Москву, они уже завоевали весь мир, и поэтому смотрят на свои же регионы как на что-то отсталое. Те, кто родились в Москве, так не относятся как к регионам, как те, кто родились в регионах и приехал в Москву.
Молодые журналисты разучились готовиться к поездкам - они идут и говорят «Столько денег в Якутске, бриллиантов полно, а асфальт делать не умеют!», а я спрашиваю «В каком смысле не умеют?» - «Да вон, он весь пузырями! В самом центре города». «А вам не кажется, что странно, что они пузырями именно? А давайте мы проведем линию по пузырям, у вас получается линия? Вы знаете, в каких условиях стоит город? Что он на сваях? Это ведь остатки домов столетней давности... И что жить здесь можно без морозильника, даже если на улице +40?». - Для того чтобы удивить всех остальных, нужно сначала удивиться самому.
2
Нужна журналистика, которая знает национальные особенности, а не делает большие глаза при каждом случае и не говорит «Какой кошмар! Какой ужас!». Но просто журналист, какой бы он просвещенный ни был, ничего сделать не может, если он зависим от редакционной политики, поэтому начинать работать нужно с главными редакторами.
3
Что может быть интересной и рейтинговой темой для межэтнического журналиста? Прежде всего - история взаимоотношений между народами. Невероятно сложно описывать то, что может возникнуть в любой точке мира и если подходить ко всему непрофессионально, то вся эта мультипликация конфликта может сбить читателей с толку.
4
Многие готовы на провокации ради рейтингов. В Москве, к примеру, был такой Тофик - в 90-е годы он обзванивал центральные СМИ и говорил, что кто-то кого-то будет на днях резать. Если журналист не знал, кто такой Тофик, то приезжал и ждал конфликта, а вот дальше могла ситуация развиваться по-разному...
5
Когда слышишь фразу «От имени всего моего народа», так и хочется спросить «А кто именно тебе делегировал такие полномочия?». «Ты кто такой? Давай до свидания!»
6
Национально-культурные объединения часто представляют собой головастиков. Чтобы зарегистрировать его, достаточно найти мужа, жену и соседа по лестничной площадке. И вот они второем начинают везде выступать как представители своего народа. Будет ли журналист разбираться, кто реально за ними стоит? Чаще всего у него нет времени отслеживать все эти заявления, вести базу объединений, поэтому и нужны люди «в теме», которые не дадут пролезть таким людям в СМИ.
Журналист должен быть экспертом, который должен понимать, кого нужно цитировать, а кого отправлять обратно.
Расшифровка аудиозаписи с семинара-совещания для представителей СМИ и пресс-секретарей "Об особенностях освещения в СМИ фактов и событий по межнациональной тематике" Маргариты Лянге, Председателя Гильдии межэтнической журналистики (г. Москва).
X окружной форум "Информационный мир Югры", г. Ханты-Мансийск,
21 ноября