Обивать пороги ради того, чтобы тебя избрали и не платили? Смеетесь?!

Jun 06, 2015 10:17

Ольга Леснова - депутат Городской Думы V созыва, защитница сургутян, мама и интересный собеседник. Когда Александра Гаврилова озвучила тему, под которую нужно было найти спикера, сомнений не было - им могла стать только Ольга. Более яркой личности на сегодняшней депутатской арене мне сложно вспомнить. Правда, знаю, что дело тут просто в грамотной пиар-кампании.



- Очень для меня, с одной стороны, волнительно, а с другой - отчасти даже привычно встречаться с молодежью по этой теме. Буквально в сентябре мы закончили PR-кампанию и я стала депутатом. Скажем, достигла той цели, которую ставила перед собой. Хотела бы начать открытую лекцию с того, что расскажу, как вообще пришла мысль в голову стать депутатом.

Это  произошло в 2010 году, когда у меня родилась дочка. В Сургуте  тогда было сумасшествие по поводу детских садов. Очереди были такие, что мамы получали сады, когда ребенку уже исполнялось 5 лет. Естественно,  начала думать о том, куда мой ребенок пойдет и этот вопрос подтолкнул все мои начинания. Начала разбираться в законодательной  инициативе -  как можно сделать так, чтобы частные детские сады открыли. Потом в процессе работы  услышала очень емкое для меня определение, что «политика - это достижение личных целей, через общественные». И я подумала: «О, вот оно что! Это то, что я, наверное, хочу!». Это стало моим каким-то основным кредо. Более того -  у меня мама была депутатом на протяжении 3-х сроков, но это было очень давно в советские времена.

На протяжении восьми лет я была помощником депутата Евгения Вячеславовича Барсова. Евгений Вячеславович у нас депутат не активный, в плане именно депутатской деятельности, он человек идейный и мне нравилось, что он в процессе работы многие идеи воплощает в жизнь. Полоса на заячьем острове, вообще развитие авиации в округе - это его идеи, которые обсуждались на уровне правительства Российской Федерации. Евгений Вячеславович стал моим учителем по жизни -  учил сдержанности, не проявлять много эмоций, достижению определенных целей в жизни. И достаточно часто говорил о том, что если думать о чем-то конкретно, то это получается.

В 2011 году он сказал: «Если хочешь быть депутатом, давай попробуем!». В 2011 году Евгений Вячеславович, я и Игорь Викторович Ярош приняли совместное решение создать одну политкоманду на два штаба. Я была у них «паровозом», сказали: «Мы все тебе сделаем, ты только активничай, с народом общайся, продолжай все свои идеи, которые у тебя были светлые. Люди на тебя реагирует хорошо».



Тогда я была слабовата по части сотрудничества со средствами массовой информации, человек была неизвестный, меня, конечно, бабушка, с которой полчаса побеседовала, очень полюбила, но полтора часа на каждую бабушку - меня не хватило бы физически. В первую предвыборную кампанию я обошла процентов сорок от своего жилфонда. Зимой. Люди на улицу вообще не выходили, общаться не хотели, ни во что не верили, я шла самовыдвиженцем. Подписи необходимые собрала, чтобы подать первый пакет документов, наверно, на этом бы все закончилось, потому что вера в то, что смогу победить  начальника отдела кадра «Газпрома», как-то с каждым днем угасала.

Когда осознала, какой округ выбрала - там было восемь домов- общежитий «Газпрома» - нашел ужас. Куда бы не заходила, на уровне вахты мне говорили: «Девушка, разворачивайтесь в обратную сторону, вы сюда не пройдете». Я стояла на улице, выцепляла людей, была очень открыта и хотела доказать людям, что могу дальше быть полезной для них, «вот, возьмите мой мобильный телефон!», настаивала - «пожалуйста, вы мне звоните в любое время дня и ночи!».
Днем общалась со всеми жителями на протяжении полутора месяцев,  вечером до 2-х ночи у меня продолжались телефонные звонки. Очень уставала, уже хотела чтобы быстрее все закончилось или чтобы что-то произошло. Не знала вообще, на какой результат уже нацелена. К концу предвыборной кампании  поняла, что я ведь только пробовала. И успокоилась. Результат был отличный - всего на 4% голосов больше набрал конкурент, начальник отдела кадров «Газпрома». На избирательный участок приходили бабушки с цветами - гвоздики заворачивали в бумагу, чтобы донести их в зимнее время, - чтобы мне их там подарить.

Приходили мужчины, которые жали руки, говорили: «Куда же ты идешь, это же машина, которая тебя просто сожрет». Понимала, что эти люди мне искренне верят,  и стоит продолжить свое дело ради них.



Мой политтехнолог подсказал секреты успешной пиар-кампании: второе высшее образование, второй ребенок, повзрослеть, поумнеть, набраться авторитета. Ребенка второго родила, второе образование получила, притом техническое, повзрослела, произошел карьерный рост. И все получилось как-то само собой: как только ты начинаешь владеть информацией, ты владеешь многим, административные ресурсы у тебя открываются сами собой.  Благо у нас есть интернет, который позволяет черпать любой объем информации, и я жадно ее перерабатывала.

Дальше - осмысление ошибок первого периода и поиск команды. Самое сложное - выбрать от кого идешь и с кем.  Команда моих единомышленников сразу начала болеть  и мои друзья сразу превратились в тех, у кого есть семья, кому нужно срочно сдать анализы, семейные обстоятельства не позволяют в вечерне время заниматься агитацией… В конечном счете,  осталось всего два человека, которые готовы были ради меня на все. Нужно было ходить по квартирам. Элементарно - чтобы бумажки держали, когда ты с человеком общаешься.

Так я поняла, что в мире политтехнологий никому доверять нельзя, только  себе, поэтому начала искать сразу две команды. Одна, которой бы я платила деньги и она выполняла свою работу. Вторая  - проверяла первую и учила меня.



Летом 2014 года могла уже выходить на встречу к людям не в шапке  с варежками и с не пишущей ручкой, а в нормальной одежде. Зимой приходилось еще фонарик брать, чтобы бумагу подсвечивать и писать. Команда получилась мощная..

Затем последовал следующий этап -  сдачи документов. Нужно было определиться иду ли я от партии или самовыдвиженцем. Учитывая, что я человек партийный  - с 2009 года состою в рядах партии «Единая Россия» - подумала, что, наверное, партия меня не поддержит, найдя более достойного кандидата, тем более что в моем округе баллотировался Вац Анатолий Степанович. Анатолий Степанович человек очень влиятельный в Сургуте, он умеет завоевывать интерес своих избирателей. Партия «Справедливая Россия», в состав которой он входил, вряд ли бы уступила место просто человеку из «Единой России». Борьба была бы очень серьезной, поэтому я постаралась поискать в каждой из партий слабые места.

Проделала огромную работу со средствами массовой информации. Запущен был проект «Персональный счет». Я участвовала во всем, куда только можно было воткнуться. Просила брать любые мои комментарии, приглашать на любые передачи, звать на скандалы жителей,  звонить в любое время дня и ночи. Готова была защищать собак, жителей, бабушек, пенсионеров, инвалидов - кого угодно, лишь бы люди смотрели на меня в телевизоре. Телевидение - это единственное, что обходится дорого в пиар-кампании. Если тебя «нет в телевизоре», то люди тебя не знают и не доверяют. Вся кампания как раз и состояла в накручивании  постоянной узнаваемости.



Еще у меня внешность славянская, с которой можно встретить много девушек. В моем возрасте все славянские девушки кажутся на одно лицо. Знаете почему? Потому что молодые и симпатичные. Люди постепенно все же стали узнавать: кто-то подходил и говорил: «А вот помните, вы там комментировали в «Персональном счете»?». К тому моменту, когда приехали политтехнологи, вокруг меня уже было много людей, которым нужна была консультация, помощь.
Я-то себе нарисовала образ девушки с экрана, которая, типа, телеведущая и юрист немножко. И в таком образе я появилась в первой публикации - газете «Наш район». Скажу честно, она была оплачена не за счет средств из избирательного фонда. Политтехнологи потом объяснили, что кандидат не должен быть красивым, он должен всем своим видом показывать, что готов защищать.

Расскажу, как делаются фотографии. На первой в «Нашем районе» я была накрашена и одета. На второй - без прически, без укладки, просто помытые волосы и без макияжа. Меня злили двое суток, раздражали по полной программе, даже хотела отказаться от услуги политтехнологов -  они взвинтили меня так, что просто их ненавидела. Они говорили: «На фото должно получиться так, будто у тебя автомат в руках или топор и ты собираешься мочить всех сейчас». И фото, действительно, получилась таким. В моей предвыборной кампании парней хватало, поэтому девушка - милашка была не нужна.

Когда я пришла домой и показала это маме, она ужаснулась - «Боже мой, Оля, ну ты же не такая, ты же абсолютно другая! Ты миловидный человек, любишь всех, никого не обидишь, каждого готова погладить». И вот где-то за месяц до выборов меня осенило, что они сделали все правильно. Милой меня все всегда видели на собраниях, и, когда люди говорили: «Вы знаете, нам нужно помочь», образ нужен был другой.

Многое пришлось изучать впервые. Постоянно спала по 2-3 часа в сутки, а утром всегда должна была хорошо выглядеть. Если приходила в штаб и не улыбалась, делали замечание. Теперь самый главный вопрос: в предвыборной кампании кто работает больше твоя команда или ты? Для меня однозначно работала больше я. Считаю так, потому что вставала в семь, в восемь уже была готова к работе и работала автономно на предприятии, в девять уже начинала свою предвыборную кампанию - ехала в избирательную комиссию,  заканчивала  в двенадцать ночи. Люди готовы были до часу ночи, до двух со мной общаться. Во сколько я могла уйти, во столько уходили и люди.

В каждую дверь постучалась, в каждый дом зашла, знала, что это гарантия успеха. Но мало человеку постучаться. Вы же понимаете, что через каждую третью квартиру посылают. Настроение  менялось каждые 15 минут. Встряхивалась, шла к следующей квартире и улыбалась - «Здравствуйте, меня зовут Ольга Леснова, я ваш кандидат в депутаты думы города Сургута, хотела бы оставить вам материал». И мне приходилось ходить с чем-то, чтобы люди понимали, что я им что-то дам. - «Вы нам принесли опять мусор?».



Когда пошла реакция после встреч с жителями, с телекомпаниями, которые подкручивали положительные моменты, люди начинали открывать дверь и спрашивать: «Вы что, правда Ольга Леснова? Вы к нам пришли?». Мне уже все из администрации звонили: «Хватит ходить по квартирам, у нас вся администрация работает только на твои вопросы!». В моем штабе работали юристы и каждую жалобу после моего прохода, их там было 100-150 штук, они отрабатывали по всем инстанциям. Реакция шла цепная, ее обратить было уже невозможно.

Я до последнего волновалась, казалось, что что-то не доработала, что за два дня до выборов должна была пробежать повторно два дома. И когда мне сказали, что наступил день тишины - «успокойся, расслабься и побудь с семьей» -  просто не знала чем себя занять. Говорила: «давайте я туда пойду раз сюда мне нельзя, давайте в телекомпанию съезжу, спрошу как у них дела, может, комментарии какие-то новые нужны».

В день выборов испытываешь огромное удовольствие, потому что люди, которые заходят, тебя узнают. Все, что происходило во время избирательной кампании, я оценила сама, находясь на избирательном участке.  И все улыбались, потому что понимали результат. Кроме конкурентов. Выборы закончились и для меня шедеврально - в Сургуте впервые за всю историю было набрано рекордное количество голосов при самой низкой явке. А низкая явка была потому, что выбирали не всех депутатов в городскую думу, а всего двоих.

Дальше началась работа, которую не ожидала. Думала, что депутатов везде приглашают в рабочие группы, ты везде участвуешь, высказываешь свое мнение… Оказалось наоборот - депутат изучает огромное количество бумаги. 500 документов за декабрь - прочитать, проанализировать, сделать бумажный вывод… Постепенно начала разбираться, какая моя тема, какая не моя, делать пометки, приводить бумаги в порядок.

Расшифровка аудиозаписи со встречи в рамках проекта "Большой Лекторий",
молодежный информационный Медиацентр,
март.

Медиацентр, политика

Previous post Next post
Up