Главный редактор объединенной редакции "СИА-Пресс" Дмитрий Щеглов - это человек дела. Не помню такого, чтобы Дима когда-то сказал: у меня нет времени, давай потом? Он успевает преподавать в вузе, быть членом жюри различных конкурсов, заниматься с практикантами и сдавать газету "Новый Город" вовремя. Конечно, он почти не спит. Конечно, он почти не есть, зато на любой вопрос, касаемый медийки, он ответит без труда. Именно поэтому мне показалось интересным пригласить его в гости в наш Медиацентр.
Сколько стоит депутат?
За сколько нужно начинать предвыборную кампанию?
Предвыборная кампания начинается где-то за год, когда человек выходит в СМИ и заявляет: «Я собираюсь баллотироваться!». С этого момента его начинают воспринимать именно так, и в это время он может, опять же, на личных контактах, заказывать статьи. Ни под какое регулирование закона об избирательной кампании пока он не попадает. Он так идет, набирает себе узнаваемость, популярность. Накал страстей происходит примерно за 5 месяцев до выборов.
Сама предвыборная кампания - это точка, потому что вся огромная работа должна пройти до нее, когда у тебя еще развязаны руки и ты можешь действовать как угодно. Вы должны понимать, что избирательная кампания, это не только работа со СМИ, не только работа с населением, но и работа с элитой: кто кого поддержит, кто получит поддержку «Сургутнефтегаза», кто получит поддержку губернатора, кто получит поддержку «Единой России»…
С чего начинается предвыборная кампания
Думаю все понимают, что необходимость предвыборной кампании, даже в такой чудесной демократической стране как Россия, совершенно очевидная вещь. Она не возможна без участия средств массовой информации. Соответственно, когда кто-то занимается подготовкой избирательной кампании, он должен понимать каким образом он будет работать с прессой. У него должны возникать мысли, предположим, «я человек, которому дали задание выбрать определенного главу в определенном городе. Вот я прихожу в этот город, сажусь и начинаю думать: так, что у нас есть?». Сначала он изучает медийный рынок, он смотрит, какие есть телевидение, радио, газеты, сайты. Он изучает вес каждого.
О сайте сиа-пресс и его «весе»
Возьмем сайт sia-press.ru, который на самом деле собирает не самые большие объемы читателей. У нас бывает порядка 5-7 тысяч уникальных посещений в сутки, из которых довольно много людей, которые жили в Сургуте и уехали, к примеру, за рубеж или в другой город в отпуск. Так или иначе, они следят за сургутскими событиями с помощью sia-press, чтобы общаться, критиковать, ругаться, читать и т.д. Пять-семь тысяч человек с 350 тысячным населением города - это, казалось бы, капля в море, но на самом деле городской портал успешен уже тогда, если он «собирает» всего один процент жителей.
Мы всегда говорим нашим потенциальным рекламодателям, что самое главное - быть признанными всеми элитами, правительством. Есть портал (я не буду говорить название), на котором «сидит» 10 тысяч человек, но там сидят дети. Есть портал, на котором много объявлений, - там может сидеть 50 тысяч человек, но это обычное население. Человек из предвыборного штаба обычно думает так: «У меня есть этот портальчик, тут у меня сидит вся элита, здесь - мамашки, там - автомобилисты, нефтяники…». И он думает, кто ему нужен на самом деле. Если целевая аудитория сиа-пресс не депутата, то он к нам и не придет, но к нам придут другие.
Соответственно, каждый раз когда, вы будете заниматься предвыборными кампаниями, нужно обязательно интересоваться аудиторией. Если вы хотите, условно, «самое массовое телевиденье», то обратитесь к «СТВ», хотите больше простого народа - «Новый город», нужна старшая аудитория - к «Сургутской трибуне».
Середина пути: размещение рекламы в СМИ
После окончательного выбора СМИ, вы начинаете искать контакты представителей медиа-рынка для знакомства. Как это происходит обычно? Обычно приезжают лидеры, руководителей избирательных кампаний, иногда они берут с собой кандидатов, что бывает на самом деле редко. Знакомятся, обо всем расспрашивают, понимают, что мы из себя представляем, на сколько мы договороспособны, какие расценки и т.д. Так формируются личные связи, формируются бюджеты. При этом люди по-разному принимают решение: некоторые предпочитаю побольше, но подешевле; некоторые - покачественнее и подороже. Здесь вы как в магазине: смотрите, что вам интереснее купить - дорогую вещь либо подешевле или две вещи сразу.
Как сделать так, чтобы о тебе написали бесплатно?
Нужно понимать, что бывают варианты не затратного присутствия в СМИ. Как это? Если, например, кандидат совершил какой-то совершенно яркий, интересный поступок, естественно, о нем напишут все. Только штаб должен обеспечить ему такой поступок - пусть он девочке машину купит, которая ходить не может, или еще что-то такое. А если вы хотите продвигать только его, кандидата, нужно готовить финансовую кампанию.
У нас есть правило «Никогда не писать просто так про кандидатов». Иначе могут подать в суд жалобу, в территориальную избирательную комиссию, в которой будет значиться «Почему вы агитируете за него, не за нас?». Поэтому СМИ всегда пишут «предприниматель, сургутянин, бизнесмен, житель города», они никогда не скажут, что человек - кандидат.
Платное размещение
Платные материалы - это отдельный разговор, потому что мы имеем дело с законодательством. Если что-то опубликуется не верно, то отвечать будет уже кандидат. Подобные тексты попадают к нам по определенной схеме: сначала должны быть зачислены деньги в избирательный фонд кандидата, потом он пишет в СМИ заявку, заказывает размещение. В материале обязательно указывается, что «оплачено из предвыборного фонда такого-то кандидата». Если схема не соблюдена, то будет повод для жалобы в ТИК, я в суд и, возможно, снятии кандидата с предвыборной гонки.
Заказные материалы
Договоримся сначала, что «чернуха» и джинса - разные вещи. Пример: едет кандидат ночью в нетрезвом состоянии, сбивает бабушку. То есть вы понимаете, что после этого он не будет кандидатом никаким. Если бы пришел оппонент и сказал: «Слушай, я вот слышал, что вчера он ехал ночью пьяный по улице и сбил бабушку, при этом ногой младенца заедал, напиши об этом» и при этом деньги протянул - это «чернуха». Журналисту лучше 9 грамм в голову свинца и сразу закончить карьеру, так как такие вещи, разумеется, должны проверяться. А если все случилось не так и нужно разоблачить слух, то, скорее всего, от штаба поступит заказ на «джинсу».
Репутация у СМИ теряется с совершенно бесподобной скоростью, а восстанавливается очень тяжело. Уйдут рекламодатели, читатели и ресурс либо уйдет в маргиналы, либо закроетсяя. Мы вот все отслеживаем вокруг и редактор должен понимать, что если пишется материал, то нужно обзвонить несколько человек. Естественно должен применять очень осторожную лексику. Журналисты ей очень быстро учатся, а иначе - жестокая школа жизни.
Черный пиар в предвыборных кампаниях
Черный PR - это не законно. Штрафы могут достигать десятки тысяч рублей. Знаю точно, что у нас в округе есть несколько порталов, которые всю свою бизнес-модель строят на том, чтобы либо брать деньги за то, чтобы кого-то не «мочить», либо брать деньги за то, чтобы кого-то «мочить». У них мотивация от обратного.
У нас в Сургуте был случай, когда человек выпускал какой-то пошленький журнальчик, он приходил к определенным лицам и говорил: «Вот смотрите, я про вас напишу это, - и клал бумажку на стол, - если вы не закажите рекламу в этом журнальчике». И люди впадали в прострацию, ничего не понимали, отправляли его подальше и после этого он публиковал материал и все удивлялись. Сейчас применение таких технологий почти прекратилось.
Я когда читал курс политической рекламы в СурГУ, то наткнулся на случай 1996 года - когда шла борьба за президентский пост между Ельциным и Зюгановым. Это была самая наикрутейшая избирательная кампания во всей новейшей истории России. Ельцин проигрывал и тогда штаб выпустил газету, где так изящно и красиво «замочили» Зюганова, что это просто не поддается ни какому описанию. Частушки про Зюганова, анекдоты про Зюганова, карикатуры, экспертные мнения…
Если кандидат допускает серьезную оплошность, об этом тоже все напишут. Советую посмотреть сериал «Карточный домик» про политические интриги вокруг белого дома, поста вице-президента, президента, всех этих министров, как это у них устроено. Чудный сериал, который показывает реальность политическую, как какой-то человек в детстве не лестно отозвался о евреях и из-за этого его снимают с поста. Писать о плохом - это сделать рейтинг для СМИ, поэтому чернуха была и остается самым быстрым и самым простым способом раскручиваться. Это я понимаю, я это не принимаю, это я не люблю в своей работе, но я вынужден это признавать. Это наша реальность.
Сколько стоит предвыборная кампания?
Давайте говорить не только про наше издание. Эффективная избирательная кампания в городскую думу (при этом мы учитываем, что в городскую думу мы избираемся пока что по 25 одномандатным округам) - это несколько десятков тысяч человек целевой аудитории, может тысяч двадцать. Вам их нужно привлечь на свою сторону, потратив, наверное, около 500 тысяч -1 миллиона.
Если ты баллотируешься в городскую думу, то будет не эффективно все вложить в sia-press, потому что это общегородской портал. Проще устроить адресную рассылку, пройтись по подъездам, расклеить и повесить в своем районе баннеры.
Если говорить про выборы главы, то тут сумма начинается от 10 миллионов. Баннеры, листовки, телевиденье, газеты, сайты… Очень дорого берут телевизионщики, порталы получают, может, несколько сотен тысяч от силы.
Переписывается ли биография кандидатов?
Это делается не у нас, а до прихода в СМИ. Когда приходит политтехнолог и начинает просматривать все о кандидате: сколько было любовниц, сколько съел детей, сколько сбил старушек. Он должен все знать, потому что зацепиться могут за все что угодно и вот тогда начинается подчистка биографии. На этом подготовительном этапе политтехнологи пытаются либо скрыть определенные факты от общественности, либо трактовать их определенным образом, чтобы смотрелось круто. Например, если он в 18 лет угнал машину и за это получил статью, его политтехнологи придумают душераздирающую историю, про то, как у него умирала бабушка, и он просто от безысходности вскрыл машину и поехал в аптеку, чтобы купить ей лекарства. Ближайшая аптека была далеко и поэтому он по пути заехал на рынок, где попытался продать эту машину...
Ответственен кандидат за листовки, в которых содержится недостоверная информация о нем?
Тут нужно понимать следующую штуку, что написано в этой газете. Я могу завтра сесть, написать вам от лица Якушева, потом напечатать газетку где-нибудь, на какой-нибудь тайной типографии, которая никогда в жизни не скажет, что она это напечатала. Положить всем в почтовые ящики и потом все будут ходить к Якушеву и говорить: «Ты что! Совсем того?». - Это одно.
Если там написано, эта газета опубликована в такой-то типографии по заказу, вот вам номер заказа, вот вам дата, вот тираж, вот вам оплата из фонда определенного кандидата, то он будет нести ответственность за распространение этой информации.
Я считаю, если ты претендуешь на то, чтобы сделать этот мир лучше, то нельзя сделать его лучше при помощи агрессии. Если ты делаешь это при помощи агрессии, то ты не добьешься поставленных целей.
Что из себя представляет штаб кандидата в депутаты городской думы?
Я могу сказать на примере выборов 2011 года. Некоторые кандидаты скидывались на то, что бы привезти политтехнолога. Другие брали своих менеджеров по PR и начинали их называть политтехнологами. Тот становится политтехнологом внезапно, иногда совершенно не понимая, о чем идет речь.
Зачастую вопрос решается через партию, условно говоря, если вас 25 человек «Единая Россия» выдвинула в городскую думу по 25 одномандатным округам, то «Единая Россия» заказывает откуда-нибудь политтехнологов, которые приезжают и ведут вот этих 25 человек. Каждый разбивается по своим секторам и работает.
Есть ли в Сургуте политтехнологи?
Они вымерли. Вот был бы хоть один политтехнолог в Сургуте, которого лично знал бы, я бы смог ответить, но так как лично ни одного не знаю, то прихожу к выводу, что их тут нет. Чаще всего они приезжают из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, реже из Москвы. Очень сильно чувствуется, когда работает профессионал.
Можно, конечно, и своими силами пиар-кампанию сделать, но выдающихся у нас в городе не было. Разве что в 2010 году, когда один кандидат под видом работы над «Стратегией 2020» сделал адресную рассылку по всем сургутянам.
Возвращаясь к избирательным кампаниям, у нас не было такого, что бы у нас проводилось что-то экстраординарное. Все довольно шаблонное. Дело еще и в том, что школа политтехнологии в России с 2004-2005 гг. активно разлагалась, потому что политтехнологи живут, в первую очередь, на заказы губернаторских выборов, а их отменили. С 2005 года по 2012 год нам дали профессиональные стандарты и только сейчас пытаются потихоньку их возрождать.
Я у политологов вел пары по политической рекламе, понятия не имею, что из них получится. Мы сможем оценить продукты этого труда, в лучшем случае, на выборах президента в 2018 году, но, скорее всего, еще позже.
Случаются ли у политтехнологов ошибки?
Система работает следующим образом: когда политтехнологи считают себя самыми умными и когда они диктуют СМИ, что писать, не прислушиваясь к разуму, то дело не выходит. Если политтехнологи умные и готовы воспринимать критику, то ошибок не будет.
Нам чаще всего присылают готовые материалы и просто говорят «Ставьте». Если материал плохой, а кандидат нам знаком, то мы посоветуем ему изменить публикацию. Или он нам позвонит и спросит совета. Когда у нас был Якушев, который размещал материал, никаких вопросов к нему не было, потому что у него работали нормальные люди. Они нормально работали, они нормально делали тексты, у нас не было ни каких проблем.
Вот такая интересная вещь - политика.
Расшифровка аудиозаписи со встречи в рамках проекта "Большой Лекторий",
молодежный информационный Медиацентр,
март 2015