Кто давит на журналиста и как отличить правду от лжи?

May 27, 2015 22:00

Главный редактор телекомпании «СургутИнформТв» Виктория Чубенко зашла стремительно. «Я не против выпить кофе», - произнесла она и присутствующие поняли, что сегодня будет далеко неженский разговор о политике. «Давайте начнем». И вот так, без официального представления (а кто не знает в нашем городе Викторию Чубенко?) все и началось.



Какая может быть информация?
- Главными вопросами, которые могут всех  волновать всегда будут такими: «с чем работают журналисты, что они оценивают на самом деле, кто на них давит и как отличить правду от лжи?». Тут важно понять, что все эти вопросы связаны с понятиями пиар, маркетинг, реклама, агитация, манипуляция, отличающиеся иногда совершенно по небольшой детали.
Пиар и журналистика - это часто связанные между собой вещи, но совершенно разные по целеполаганию. PR - это продвижение чего-либо в массы, журналистика при этом занимается не навязывающим информированием. И в том, и в другом деле может присутствовать манипуляция - это когда действия направленные конкретно на кого-то имеют цель изменить отношение на происходящее.
В случае со связями с общественностью не нужно забывать, что информация должна быть постоянной, открытой, безоценочной и крутиться вокруг одного и того же бренда, сети брендов. Информация не должна предполагать альтернативу и при этом обязана открыто отражать какую-то определенную идеологию.

Кем может оказаться заказчик?
Когда мы с вами пытаемся анализировать PR-акции, мы сразу начинаем с того, что выясняем, кто ее автор и кто заказчик. Особо интересующиеся сразу спросят себя, для какой цели им выдается информация, какие задачи поставлены перед зрителем, наблюдателем? Эффективность кампании при этом будет рассчитываться исходя из огромного набора количественных и качественных показателей. 
Один из них - приобретаемые социальные контакты. Наличие обратной связи, увеличение рейтинга и расширение целевой аудитории будут не менее значимыми. В тоталитарном обществе, субъективного мнения не было, было только общественное, следовательно, социальные контакты умещались в один объект - государство. То есть инструментарий пиара всегда будет напрямую зависеть от исторической эпохи.



Выборы и религия
Влияние религии это тоже, своего рода, манипуляция. Цель религии, с точки зрения пиара, - привлечь внимание, вызвать общественный резонанс. Поэтому ее в качестве эффективного инструмента очень часто используют на выборах.
У любой пиар-кампании, чаще всего, есть свое прагматичное основание, но во время нее важно показать как раз обратное. Иногда кандидатами используется образ миссионера, транслирующего добрые поступки в массы.
.Эффективность всех действий при этом должна исчисляться результативностью, решением проблемы. Эти результаты должны быть выстроены в серию мероприятий, рассчитанных на разные целевые группы. Самый сложный элемент во всей этой системе - это общественное мнение, которое не всегда удается корректировать и сдерживать. Особенно, когда «по ту сторону» имеется явный лидер, резонер, оппозиционер.

Советский архетип и Якушев
Наше сознание - массовое, у нас сознание толпы. Им очень сложно управлять, если не использовать знания о мировых архетипах. Заметьте, в декларациях кандидатах очень часто используются архетипы, как и разговоры об общечеловеческих  ценностях. Нашим «советским архетипом» сейчас являются слова «индустриализация», «интеграция», «строительство заводов», «создание рабочих мест» и т.д. - именно на этом была построена недавняя предвыборная кампания Якушева (губернатор Тюменской обл. - прим. автора).
Но у Якушева помимо обращения к массовому и историческому сознанию не происходит диссонанса с делами. Мы можем сам оценить результат его работы или ее очевидную видимость: заводы и фабрики новые строятся, Тюмень расширяет свои границы и становится привлекательной с точки зрения инфраструктуры, население увеличивается демографически. Общественное сознание по поводу  «Тюмень-столица деревень»  меняется.

Беспристрастность СМИ
Если ранее сиюминутная реакция, сочувствие, присоединение к какому-то идеалистическому тезису могла произойти сразу же, то сегодня мы смотрим на эффективность. Анализ актуальности - тоже очень важный элемент. Это когда все вовремя говорится и все вовремя делается.
СМИ, в этом отношении, более объективны, чем кто бы то ни был - они просто отвечают всем на вопросы «Где? Когда? Зачем? Почему произошло?», не отдавая никому пальму первенства. Они беспристрастны.



Недееспособная современная молодежь
Особенная категория у СМИ - молодежь. Она живет стереотипами, клише, отрицанием идеологических навязываний. В этом виновата и их физиология, в том числе. На Западе вот нет категории молодежи, они сразу после исполнения 21 года становятся взрослыми. Все деление за границей - деление по психологическим травматическим основаниям. Этот отголосок слышен сейчас и у нас - только взгляните на всевозможные конкурсы, в котором одним из ключевых пунктов является «поддержка молодежи». Она у нас совсем не инвалид и вполне может реализоваться без чьих бы то ни было костылей. Молодежь почему-то все усиленно изображают безответственной, а ответственность за нее пытаются переложить на кого-то: религию, Бога, общественность и т.д.
К молодежи относятся как к некому классу не совсем дееспособному, слегка опасному,  с радикальными представлениями, которую надо формировать на классы и на сегменты как-то расслаивать, а какую-то часть, извините, утилизировать за ненадобностью, потому что не пригодна, курят спайс, употребляют наркотики. С таким отношением к ней изначальном очень сложно выстраивать работу и думать о результатах. И вот получается: с одной стороны баррикада, и с другой стороны баррикада. А между ними - выборы, в которые уже никто не верит.
Никто не верит, что молодежь пойдет на выборы и сделает 50% явку, а молодежь не верит, что их голос будет учтен.

Наше Будущее
Сейчас уже много наделано делов, самое время переключиться на тех, кого еще можно «спасти» - на подрастающее поколение, на детей. Пенсионеры как ходили на избирательные участки, так они и будут ходить, потому что привыкли покупать на них булочки. У нас же молодежь сейчас даже флешками не заманить.
В то же время, наших детей нужно учить уберегаться от манипуляции. Самый верный выход из ситуации - отойти в сторону, оттолкнуть манипулятора, попытаться это отрефлексировать. Но мы интуитивно ждем сейчас появление из воздуха какого-то нового историко-культурного архетипа, поэтому можем принимать за правду что угодно. Защита одна - немедленно учиться и учить других анализировать.

Расшифровка аудиозаписи со встречи проекта "Большой Лекторий",
молодежный информационный Медиацентр,
март 2015

МедиаЦентр, ПОЛИТИКА

Previous post Next post
Up