May 30, 2017 01:25
Все чаще замечаю за собой, что впадаю в детство. Выражается это в том, что у меня вдруг возникает яркое детское воспоминание.
В руках у меня журнал "Крокодил". Там новая басня Сергея Михалкова. Помню только начало:
Был гусь в командировке
И приобрел обновки:
Костюм в полоску, фетровую шляпу,
Цветастый галстук и часы на лапу.
Дальше там о том, что приодевшись, гусь много о себе возомнил и пришел к выводу, что гусыня ему больше не подходит. Как тогда говорили, гусь оказался моральное неустойчивым. В интернете я этой басни не нашел.
Басня прекрасно иллюстрирована: ясное дело, что такие шмотки в родном городе не купишь. Скорее всего этот гусь был в загранкомандировке. Вот о чем мечтали модники в 50-е годы. Возможно, прототипом этого гуся послужил автору коллега-литератор.
Басню эту читал конферансье, не помню уж, кто именно, я неоднократно слыхал ее по радио. У него была еще одна излюбленная басня: " Кот Тимофей - открытая душа, коту Василию принёс в зубах мыша...". Кот Васька мышей давно уже не ел, а ел "сметану, масло, сыр, печёнку и паштет, колбасы всех сортов и даже такую колбасу, которой нет в продаже!.." Он "жрал то, что должен был стеречь". Для советского человека было ничуть не удивительно, что существует колбаса, которой нет в продаже.
Однако, я отвлекся.
Готовую одежду отечественного производства покупать было нельзя. Убогий ассортимент. отвратительные ткани унылого цвета и сшито безобразно. Я уж не затрагиваю такой волнующий аспект, как ширина брюк. Приличный костюм можно было сшить в ателье, в Минске были неплохие мастера, к ним была огромная очередь. Ткани в ателье, правда, тоже предлагались убогие. Обычно туда несли отрез (кто помнит теперь это слово?) ткани, которую покупали (нет, доставали) в магазине, чаще всего по знакомству. Некоторые представители творческой интеллигенции ездили в Вильно (к литовскому названию этого города долго не могли привыкнуть), там были великолепные портные, работавшие на дому, которые шили безукоризненно, но брали за пошив из ткани заказчика, как мне говорили, 800 рублей. Пошив в ателье стоил около 300 рублей (цены до реформы 1961 года). Костюм в ателье обходился 1300 - 1700 рублей, в зависимости от ткани. Человеку, живущему на зарплату, было трудно покупать больше одного костюма в год.
Надо отдать должное Хрущеву. При нем резко увеличили производство товаров народного потребления. Уже в конце 50-х годов появились приличные ткани, кстати, минского производства - с камвольного комбината на костюм, с тонкосуконного - на пальто. А потом стали поступать отлично пошитые красивые импортные костюмы и пальто из ГДР и Чехословакии, правда из непрочных тканей - они быстро изнашивались, их нельзя было носить годами.
Вот так несколько строчек басни вызвали целый поток воспоминаний.
Впадая в детство