Жуки

Aug 28, 2009 23:38


Я вот тут случай вспомнил из школьного детства. Жил возле озера (заболоченного), делал подводные лодки с электромоторчиком. Обязательно чтобы со стеклами. Запускал туда жуков и пускал под воду. Задумано было так, что пока батарейка работает, лодка за счет антикрыльев будет плавать под водой, а жуки будут любоваться подводной жизнью. А потом она всплывет, жуки выберутся, полетят и все расскажут другим жукам. А тем жутко интересно будет все это слушать.
На самом деле лодки или не хотели погружаться, или сразу тонули, и с концами. При этом жуки объявлялись героями Советского Союза, посмертно.

Так вот, я точно помню, что центром всего этого для меня были именно жуки. Меня вдохновляла возможность предоставить им возможность нового, ранее недоступного опыта.
А вот если рассматривать мои мотивы, то тут могут быть два мнения:

1. Я делал это потому, что совершенно бескорыстно хотел обогатить жизнь жуков новыми впечатлениями.
2. Я делал это потому, что мне это было интересно.

Ну, и какое из этих, казалось бы противоположных в оценке моего эгоизма утверждений правильное?
Все дело в том, что утверждения эти отнюдь не противоречивы. И оба справедливы совершенно. Но действуют на совершенно различных уровнях.

Первое утверждение действует на том уровне, на котором я живу. На котором я что-то задумываю, принимаю решения. Где действует моя воля. Вот если бы я был безгрешным человеком, не вкусившим от древа познания добра и зла, я мог бы спокойно прожить интересную и насыщенную жизнь, так ни разу и не заглянув на более низкий уровень.

Второе утверждение становится справедливым, когда мы начинаем рассматривать сам механизм мотивации, т. е. то, как вообще человек может быть мотивирован к чему-либо, как эдакую вещь в нем реализовать. Это не уровень моей жизни, это - уровень моего устройства. А мое устройство не относится к моей компетенции: я себя не устраивал. Но на этом уровне мы можем обнаружить то, о чем говорят христиане: человеку нечем гордится, что бы он не совершил. Потому что он лично все-таки был мотивирован с помощью этого, созданного не им механизма, а значит, свою награду он уже получил. Тут растворяется понятие заслуги. Но здесь же растворяется и понятие вины, убивая тем самым мотивацию, как таковую. Поэтому я делаю вывод: нефиг мне делать на этом долбаном уровне, я пошел назад, на уровень моей жизни.

Мораль: Не следует путать теплое с мягким. Беседуя об искусстве кулинарии не стоит обсуждать процессы метаболизма и работу перистальтики. Эти процессы важны, но не относятся к высокому искусству кулинарии.

Грех

Previous post Next post
Up