«НЕ ИСЧЕЗАЙ…» Еще о КнАМе.

May 08, 2008 17:47



В январе 2008 театр КнАМ, выдержав серьезный конкурс среди коллективов со всего мира, впервые представил Россию в Сингапуре, на крупномасштабном фестивале Азиатско-Тихоокеанского региона

«M1 Singapore Fringe Festival».

В конце марта, в рамках празднования Международного Дня театра, городской отдел культуры представил актрису КнАМа Елену Бессонову к награде Губернатора края Виктора Ишаева «За вклад в развитие культуры Хабаровского края».

Одновременно, и сам театр КнАМ получил Губернаторскую премию за достижения в театральном искусстве в номинации «Новация». Как, впрочем, и в прошлом, и в позапрошлом году.

А в мае театр КнАМ… может закрыться.


- Как так?

- Вы шутите?

- Это невозможно!

- Неужели допустят такое?

- Этого не может быть! - такие риторические вопросы и панические возгласы раздаются в эти дни повсюду в городе, где собирается вместе более одного интеллигента.

Театр КнАМ - это не «самодеятельность», как ошибочно полагают некоторые несведущие граждане. С 1987 года это профессиональный театр, зарегистрированный в реестре профессиональных театров России, где указаны координаты и технические характеристики его сцены. КнАМ вписан в историю искусства России как первый частный театральный коллектив в СССР, после 1926 года. Сейчас в штате театра шесть человек, имеется специальное световое, звуковое, видеопроекционное оборудование, оргтехника, интернет, системы противопожарной и охранной сигнализации. И всего 26 зрительских мест.

Театр регулярно с успехом представляет Комсомольск-на-Амуре, Дальний Восток и страну на самых престижных профессиональных фестивалях в Москве, во Франции, Германии, Португалии. О нем восторженно писали «Либерасьон» и «Фигаро», Рокфеллер-фонд приглашал коллектив работать над дневниками Кафки в свою итальянскую резиденцию. На первый в истории человечества интернет-фестиваль «Театральная паутина» в 2003 году театр из Комсомольска-на-Амуре поехал в Москву в числе семи лучших коллективов России. В международный центр Реколлет для работы над новым спектаклем режиссер КнАМа Татьяна Фролова была приглашена мэрией Парижа, и стала первой россиянкой, удостоенной этой чести. В мировой прессе КнАМ называют «театром, блистательно работающим на отшибе цивилизации».

В 2003 году КнАМ получил премию Президента Российской Федерации. Оргкомитет премии составили актер Евгений Миронов, драматург Евгений Гришковец, критик Роман Должанский, режиссер Кирилл Серебренников и другие известные деятели культуры современности.

А теперь КнАМу нечем платить за коммунальные услуги. Нужно отдать должное администрации города - помещение театру предоставляется на безвозмездной основе. Шесть человек в малюсеньком зале на 26 зрительских мест. Почему они не могут сами заработать на содержание помещения? Потому что не опускаются до того, на чем можно сегодня реально заработать - до пошлых шуток и стриптиза. Потому что театр это трудный, психологический, интеллектуальный. И если город допустит его исчезновение, значить это будет только одно: интеллектуальный потенциал Комсомольска на исходе.

Расходы на оплату сигнализации, света и тепла ежегодно обходятся театру КнАМ в 300 тысяч рублей. Самый титулованный театральный коллектив не только Комсомольска-на-Амуре, но всего Дальнего Востока исчезнет, если его не поддержать.

Должна ли культура поддерживаться государством, как надстройка над обществом, формирующая отличительные черты каждой нации? Об этом можно вести бесконечные дискуссии и приводить самые полярные мнения.

Вот как анализирует проблемы сохранения культуры в условиях рынка А.Я.Берелович, атташе по культуре Посольства Франции в Москве, доцент Университета Париж 4:

«Во Франции эти проблемы решались постепенно, при помощи государства. При этом, нашли способы, чтобы сохранить "высокую" культуру, которой трудно существовать в условиях рынка. Кто-то, может быть, и спросит - а надо ли? Можно ведь рассуждать и так: если нет средств для самофинансирования театра - то надо его закрывать. Но это опасная точка зрения. Мнение о том, что механизм рыночного регулирования разрешает все проблемы общества является иллюзорным. Без активной, продуманной поддержки государства не могут развиваться такие необходимые для общества сферы творчества, как фундаментальные науки, образование, искусство».

Если Россия хочет сформировать имидж не дикой, а цивилизованной страны, она должна иметь современное искусство, признанное во всем мире.

Допустим на минуту, что КнАМ закрыт, и в Комсомольске осталось два театра вместо трех (один из них - ТЮЗ). Какой-то процент комсомольчан безутешен - для них окончательно утрачена возможность быть в курсе современного театрального процесса. Ну, разумеется, некий процент (и он будет, увы, выше первого) ничего не заметит, довольствуясь пивом и телесериалом. А вот Город потеряет - это точно. Исчезнет не просто культурное учреждение, обилием коих Комсомольск и так не отличается. Исчезнет культовое место, где зритель учится сопереживать, сочувствовать, мыслить; где душа, которая обязана трудиться, постигает окружающий мир через образы Достоевского и Кафки, Мрожека и Стриндберга, Сартра и Уильямса, Ионеско и Гоголя. Где воспитывается тонкость чувств, способность соизмерять свое собственное «я» с реалиями окружающего мира и находить выход из тупиков, которыми он, этот мир, то и дело проверяет нас на прочность.

КнАМ - это выход за пределы привычных представлений о театре. Может быть, поэтому его спектакли никогда не оставляют никого равнодушным - либо восхищаются, либо клянут последними словами. КнАМ - это всегда неудобно, некомфортно, тревожно. Здесь не развлекают, здесь заставляют задумываться, сопереживать, утруждаться. Здесь нет богатых костюмов, сусальных героев и гламурности. Зато нет и фальши. Есть боль за современного человека, есть сильные чувства, вплоть до потрясений и прозрений. Кто-то из московских критиков метко выразился: « В КнАМ надо идти для очеловечивания».

- Вклад театра в культуру города бесспорен, это уникальное явление, и здесь позиция администрации города не расходится с позицией почитателей этого коллектива, - отметила начальник городского отдела культуры Юлия Мацко на проходившей в прошлый четверг пресс-конференции, посвящённой проблеме развития учреждений культуры в Комсомольске-на-Амуре. - В настоящее время вопрос о выделении дополнительных средств на финансирование жизнедеятельности театра КнАМ находится на рассмотрении.

А теперь - мнения самих комсомольчан (с сайта komcity.ru):

- В прошлом году по первому каналу прошел репортаж о 70-летнем юбилее нашего города. И отмечались в нем два момента - наши самолёты и уникальный театр КнАМ, который приглашают многие страны. Ни о чём больше не говорили. И это первый канал! Приятно было, я сам загордился.

- Мне пофиг, останется ли театр в городе или нет. Никогда не ходил, и ходить в него точно не буду, даже если он и останется.

- КнАМ нужно сделать муниципальным, краевым или государственным. Иначе они не выдержат. Создание спектакля на мировом уровне - на это нужны средства. Так что поддержка нужна однозначно! Стыдно за город, и за тех, кто не понимает законов развития.

- Хочется рассказать про актеров КнАМа. Театр забирает у этих людей все силы и средства. Бесконечная ночная работа - переговоры с другими странами, репетиции, самообразование - они не могут стоять на месте. Так что, мой голос - в поддержку! Да нас сотни, на самом деле! Если надо - поднимем университеты, соберем подписи, пойдём в мэрию. Поймите, потерять такой театр - это преступление против своего народа

- Не люблю Кафку, потому что не понимаю. При этом прекрасно отдаю себе отчет в том, что это - моя личная проблема и беда, а ни в коем случае не театра. Некоторые проекты вызывали восторг, некоторые - непонимание и отчуждение. Но ни разу не оставалась равнодушной. Это всегда - шок, всегда переворачивает и взрывает привычное мировоззрение. И я их все помню! Вплоть до фраз, костюмов, декораций, света, музыки. Они врезаются в

подкорку. Как можно так легко отпускать такое сокровище? Будет безумно горько, если у моих подрастающих сыновей уже не будет выбора между Кафкой и «Самым лучшим фильмом».

- КнАМу быть стопудово!!! Нельзя такое прикрывать, и так в городе креатива нет. Если еще и КнАМ закроют, задохнется город под гнетом серости и гопоты.

- Театр уж слишком «не для всех», вот и пусть едет туда, где «таких» больше уровня окупаемости. Город не обеднеет от отъезда именно этих людей.

- Задачи администрации - соблюдать баланс во всем и везде, не должно быть гипертрофированно развитых сфер, а наш город в силу обстоятельств был и остается придатком к промышленности, с дефицитом развлечений и сфер досуга. Хочется знать, что наш город полон не только пивными киосками на остановках, но и чем-то более высоким и значимым.

Хочется верить, что проблема будет решена в пользу КнАМа и администрация города, признавая заслуги театра не только в устной форме,

изыщет средства на оплату коммунальных услуг. Такое решение будет вполне адекватным и позволит городской мэрии предстать в лучшем свете перед городом, который сегодня реально может понести невосполнимую потерю, утратив лучший в России современный театр, двадцать два года неустанно преумножавший его честь и славу.

Татьяна Чанова

Для еженедельника «Местное время» Комсомольск-на-Амуре

КнАМ

Previous post Next post
Up