В ЗАЩИТУ ГОТИКИ

Nov 02, 2012 10:48

Пожалуй, из всех архитектурных стилей, виденных когда-либо, наибольшее впечатление лично на меня производит готика и модерн. Это красиво! Модерн подкупает неожиданностью, разнообразием, обилием деталей. Готика - грандиозностью, и изысканностью многих её образцов. И тоже разнообразием!

 Охватывая довольно продолжительный период времени, стиль, оставленный в наследство варварами, готами, весьма разнообразен. В переходное время от романской эпохи она грубая, суровая, неприступная, громадная.Как в Гневе.


Но не лишённая определённой доли декоративности. Как в Мальборке.



Подчинённая молитвенному порыву и непознаваемости божественного, как в Пелплине



С вечным вопросом - как? Как могли, не имея всех современных технологий и машин, руками, выводить такие каменные узоры и геометрически правильные рёбра сводов? (Тоже Пелплин.)


Такая милая, камерная  уютная и удобная в жилых домах (Гданьск).



А позже совсем, совсем другая, пламенеющая!


(Вильнюс, костёл св.Анны)
Рядом с которым будешь стоять в изумлении, рассматривать "каменное кружево" и согласишься, что единственный эпитет, достойный этого творения мастеров XV века - письмо завоевателя, Наполеона - Жозефине. "Если бы я только мог, я бы принёс его тебе на ладони".


И как резко она отличается от западных образцов! Что общего между громадой стен в замке Гнева и замысловатостью деталей храма святой Варвары в Кутной Горе Чехии?


?

Как что? Стиль! Всё та же готика!
 Но что же навело на мысль ещё раз восхититься богатством воображения и искусностью древних мастеров? Попавшееся на глаза  цитата из сочинения Джорджо Вазари, его отношение к готике. Сам он был мастером позднего Возрождения, скорее маньеризма. Вот что писал о готике Джорджо Вазари - итальянский живописец, скульптор, историк искусств. Жил в XVI веке (1511-1574). Учился у прославленных мастеров, в том числе и Микельанжело.

"Существуют работы и другого рода, именуемые немецкими, сильно отличающиеся украшениями и соразмерностями от древних и новых. Ныне лучшими мастерами они не применяются, но избегаются ими, как уродливые и варварские, ибо в каждой из них отсутствует порядок, и скорее можно назвать это путаницей и беспорядком, ибо в этих постройках, которых так много, что мир ими зачумлен, двери украшены колоннами тонкими и скрученными наподобие винта, которые никак не могут нести нагрузку, какой бы легкой она ни была. Точно так же на всех фасадах и других украшениях они водружали черт знает какие табернаклишки один на другой со столькими пирамидами, шпилями и листьями, что они не только устоять не могут, но кажется невероятным, чтобы они могли что-нибудь нести, и такой у них вид, будто они из бумаги, а не из камня или мрамора. И в работах этих устраивали они столько выступов, разрывов, консолей и завитушек, что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных по сравнению с красотой наших построек, что и не заслуживают того, чтобы говорить о них больше, чем сказано. И потому переходим к речи о сводах." 
Каково? В заключении давайте ещё полюбуемся на "уродливые и варварские" "консоли и завитушки" этих "бесформенных" зданий. На этот раз в Бельгии. Ратуша в Брюгге.


Ратуша в Генте.






Собор святого Николая в Генте.




Конечно, тему можно продолжать до бесконечности. И привести тысячи иллюстраций. Но, думаю, и моего скудного запаса достаточно, чтобы понять, как ошибался великий итальянский мастер!

Просто мысли, Архитектура

Previous post Next post
Up