Избегающий света - Мефистофель. Отголоски конференции…Спасибо, Ирине Млодик за ее чудесный ворк шоп

Dec 22, 2011 10:52

Переваривая всю бесконечную информацию после конференции, углубляясь и сворачивая, плутая по закоулкам своей души, пробую на вкус тему «Мефистофеля». Пою на распев его имена, сотни имен: Амон, Асмодей, Астарта, Азазель, Баст, Валаам, Вельзевул, Геката, Драгон, Дьявол, Кали, Иштар, Лилит, Мефистофель, Пан, Шива, Сехмет, Тот, Черт - русское имя Сатаны, "черный бог". Ничего так компания подбирается: мужское и женское, кошки и слоны!, скарабеи и быки, змеи и утренние звезды, даже первая жена Адама. А чем эти ребята занимаются вообще многозначно. Бог жизни и воспроизведения, бог чувственности и роскоши, первоначально - "существо судящее", бог сладострастия и похоти, удовольствия, плодородия, бог богатства и выгоды, ночи и сна, смерти само собой, разрушения и мести. Заполучаю объемное видение своего Мефистофеля. Перебираю значения и смыслы: божество магии и волшебства, носитель света, просвещения, независимости, моря и огня, существо без хозяина, основа земли, противник, враг и обвинитель. И вижу многогранность получающейся фигуры, многослойность и неоднозначность. И кажется мне, что любой осознающий себя человек, найдет черты этой фигуры в себе, права была Ирина. И перекликается это у меня с архетипом (это кстати звучало на ворк шопе), может под архетип «Тени»?! Возможно, потому что я в ней варюсь, сейчас?! Возможно, архетип Мефистофеля и есть та недостающая часть в « юнговской Четверице»? Полноту жизни, по Юнгу, выражает не Троица, а Четверица, или Троица, дополненная неким темным началом, изгнанным из нее морально ориентированной религией. Троице, по Юнгу, не хватает дьявола, так как “дьявол - тень Бога, которая обезьянничает и подражает ему, (подражающий дух). Но он “князь мира сего”, в тени которого человек родился, обремененный пагубным грузом первородного греха, совершенного по подстрекательству дьявола”. А что если это не дьявол в общем понимании? Что если это Мефистофель в обновляющем и продвигающем ключе? Если допустить что внутренний Бог и Самость, Мефистофель и Творчество и есть эта четверичность, составляющая основу полноценной жизни? Вот какая мысль пришла мне на ум.
Вот что пишет Юнг о символе креста: « «крест» - означает устроение, противопоставленное неустроенному хаосу бесформенного множества. В другой своей работе я уже показал, что крест действительно один из древнейших символов строя и порядка.” “Середина символизирует целостность и окончательность. Вполне уместно поэтому, хотя и достаточно неожиданно, открывается факт дихотомии вселенной, расколотой на правое и левое, светлое и темное, небесное и “нижний корень”. Это безошибочное указание на то, что все содержится в середине и что “Господь”, следовательно, все составляет и соединяет, сам будучи “свободным от противоположностей”, в полном соответствии с аналогичными восточными представлениями, а также с психологией этого архетипического символа”. Архетип Троицы стал основой системы теологических ценностей у христианских народов. Он проявился в религии Вавилонии, но яркое и полное воплощение он нашел в Египте уже в середине третьего тысячелетия до н.э., то есть за две с половиной тысячи лет до возникновения христианства. По словам Юнга: “египетская теология решительно утверждает и ставит во главу угла сущностное единство (омоусию) бога-отца и бога-сына (представленного фараоном). В качестве третьего к ним присоединяется Ка-мутеф (“Бык своей матери”), который есть не что иное, как Ка, порождающая сила бога. В ней и через нее отец и сын связываются не в триаду, но в триединство. Ведь поскольку Ка-мутеф представляет собой особую форму проявления божественного Ка, мы действительно можем “говорить о триединстве бог-фараон-ка, где бог выступает "отцом", царь - "сыном", а Ка - творческим связующим звеном между тем и другим”.
И если представить Бога и отца - внутренним архетипическим богом , сына - фараона как Самость, дух -Ка, как творчество, то Мефистофель(как провоцирующее начало, риск и рост), как раз недостающее звено, в не осуждающей и не карающей и принимающей человечной модели?!

архетип, Юнг, психология, религия, анализ, основы бытия, философия

Previous post Next post
Up