Психология восприятия языка искусства

Aug 25, 2011 00:14

                                                                               № 113

...Сама музыкальная "ткань" или "музыкальная субстанция" представляет собой не столько ещё один очень конкретный язык для выражения весьма неопределённых ощущений и эмоций посредством чётко разработанных форм, сколько, в гораздо большей степени, ажурные воздушные архитектурные конструкции, философско-эстетические (а до сосем недавних пор -- этико-эстетические назидательные) построения (концепции) различной сложности и величины, призванные, в первую очередь, услаждать и уже затем волновать, потрясать и обучать,  и  которые намного легче создавать из такой податливой и тонкой субстанции, как собственно колебания воздуха (чем материя грубого физического мира) и законы построения которых намного более разнообразны и изменчивы, чем что-либо более практическое, чем математика или философия. И особенно это касается той неопределённой эфирной насыщенности, которая как воздушная арка legato появляется над "сухим"нотным  "uhr-текстом" только у великих исполнителей.      
       Классически стройные соборы и дворцы европейской музыки барокко (классицизма) Баха, Вивальди, Генделя, Моцарта можно сравнить с определённой и ограниченной областью применения прикладной стороны науки -- градостроительства, башни Эйфеля и т.п.  Более абстрактное мышление стиля noise напоминает уже какую-то не необходимую и ещё малопонятную бесформенную (в сравнении с классическими образцами)  и бесцветную и, как кажется на первый взгляд, совсем ненужную и опасную  надстройку, сделанную руками не человека, а каких-то пришельцев.  Но именно так всегда и  выглядит всё новое и непривычное. И не только в музыке, но и вообще в любой сфере бытия... Ведь, собственно, до тех пор, пока чувство или мимолётное тончайшее ощущение не получит своего словесного (или хотя бы символического обобщённого) выражения (определения, эквивалента) -- оно не будет восприниматься и мыслиться, как существующее и имеющее ценность, оно не будет оформлено, т.е. как-либо очерчено для   самовосприятия человека, и также не будет иметь какой-либо условной точки отсчёта для последующего развития и объяснения.           
        При всём том, что в (почти любом) языке насчитывается около 2 млн. слов, -- но оттенков ощущений, плавно и незаметно перетекающих друг в друга, как невидимо смешивающиеся массы воздуха, насчитывается неизмеримо больше. Именно поэтому до сих пор, наряду с изобретением письменности (любых видов), продолжают существовать такие абстрактные искусства, как музыка, живопись, скульптура, фэн-шуй, эротика и даже философия и математика и многие другие, воздушная нюансировка и водная пластика форм которых находятся недостижимо за пределами возможности отображения таких форм посредством синтаксических построений.        
        Но и это всё -- всего лишь очередная ступень на пути к следующей ...   

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Previous post Next post
Up