Aug 25, 2011 00:12
№ 112
…У некоторых композиторов-импрессионистов «франко-испанского направления» -- М.Равель, Э.Гранадос,М.де Фалья,О.Респиги,П.Дюка,Ф.Мартэн и даже Э.Варез,О.Мессиан и П.Булез - иногда проявляются отголоски влияния довольно недавнего восточного семитского арабского прошлого Европы через «атмосферу» Испании, Мавритании и Алжира, когда в фактуре струнного квинтета оркестра появляются широкие параллельные «пирамиды» восходящих или нисходящих созвучий с узкими, тесно расположенными интервалами в пределах октавы (иногда называемыми «кластерами»), которые, как пирамидион образовывает и ведёт за собой средний или верхний голос такого аккорда. Особенно часто это можно встретить в симфонизме Равеля("Испанская Рапсодия"-1-я ч.,"Вальс","Болеро").
Мне кажется, что такое голосоведение соотносимо с восприятием картины Мира, как восточного царства единоличного Монарха - лидера, воина-всадника, ведущего и увлекающего за собой своих безоговорочно подчиняющихся ему подданных. Т.е., конечно же - с каким-либо сильным превалирующим чувством или эмоцией (e-motion, il moccione),которые "сдвигают" со своего места целый пласт «горизонта струнных», как «поплывший» песок бархана и ведут эту терпкую и насыщенную восточными пряностями массу звука в каком-то неизведанном направлении, устремляясь вдаль от дворцов и влажных садов Востока к своей противоположности - непонятным северным прохладным и чуждым берегам новых ощущений.
У Римского-Корсакова в его сказочных операх это ещё не находило своего применения. Но у его ученика - Стравинского (в жёстких созвучиях «Весны…»,«Жар-Птицы» и «Эдипа») - и особенно у раннего Прокофьева (в «Скифской сюите»), благодаря новому «рационалистическому» европейскому прохладному взгляду Дягилевских балетов на «знойное» волшебство Востока это проявилось уже достаточно сильно…
МУЗЫКА ХХ-го ВЕКА