Итак, броненосцы у нас есть. Что обиднее, они есть и у противника, и как с ними бороться - непонятно. Стрелять, практически, бесполезно. На минные поля они не идут. Остается -
ТАРАН!!!
Таранить "Монитор" пыталась еще "Вирджиня", убедившись в полном отсутствии эффекта от артогня. Но успеха в бою броненосца с броненосцем тараном добились, кажется, один раз - в битве при Лиссе, в 1866 году.
Один удар, а сколько шума!
С этого момента все мало-мальски серьезные корабли стали снабжать шпироном, что придало носам кораблей такой характерный вид, и делали это вплоть до ... ну, в общем, очень долго. Добрых полвека. Очень уж эффектным оказалось его первое и последнее успешное применение.
После этого, жертвами таранов становились либо свои, либо нейтралы. Ну, "Дредноут" добился своей первой и единственной победы, при этом, он оказался единственным дредноутом, потопившим подводную лодку, и единственным дредноутом, совершившим успешный таран, и, вообще, корабль был повышенной уникальности.
Шедеврами военно-таранного мышления были броненосные тараны - эдакий броненосец без главного калибра, и съемный таран, который в мирное время возили в трюме.
В общем и целом, шпирон можно было бы назвать смешным курьезом косности конструкторской мысли, если бы не десятки кораблей, потопленных при случайных столкновениях мирного времени.
Да, и еще один курьез-на-курьзе - адмирал Макаров для защиты мимоплывущих от шпирона придумал надевать на него плетеный из канатов "намордник". Не знаю уж, насколько эффективно получилось.
А вот из минных катеров с шестовыми минами выросло целых два класса кораблей. Но об этом - завтра.
![](http://button.blogs.yandex.net/84/89/38489-small-orange-male.gif)
![](http://button.blogs.yandex.net/84/89/38489-link-orange-male.gif)