О вступлении в ВТО и национальной гордости. 4

Oct 16, 2012 12:57

Дорогие френды, я прочла ваши комментарии с огромным интересом и со смешанными чувствами. Отвечу в следующем посте, а сейчас продолжим.

Я стала говорить о национальной, совковой гордости в связи со вступлением в ВТО, поскольку возражений против него, как ни странно, чаще всего носит патриотический характер. Но признаюсь, я увлеклась этой темой и почти забыла о ВТО. Мне стало интересно, на чём основывается национальная гордость и как она совмещается с пониманием «разных неприятных сторон нашей жизни», и мы здесь рассмотрели эти неприятные стороны. Мы говорили о незаконных сталинских репрессиях, в которых погибли и от которых пострадали замечательные писатели, поэты, кинематографисты, художники, театральные деятели. Говорили о том, что два величайших музыкальных гения XX столетия - Шостакович и Прокофьев - преследовались и были почти что запрещены. Мы говорили о разгроме генетики и физическом уничтожении ученых-генетиков, о запрете кибернетики, о широкой волне послевоенных репрессий, направленных против участников войны - героев и мучеников. Репрессии были столь широкими и массовыми, что изменили генофонд нации, но это не мешает нам называть их всего лишь «неприятными сторонами нашей жизни».



Я прочла толстенный том «Социальная психология». У нас эта наука по известным причинам не развивалась. В книге, которую я прочла, в основном был изложен опыт и точка зрения американских ученых, в этой стране социальной психологией занимаются очень много, и европейских ученых. Меня восхищала методика экспериментов и удивляли их результаты. Эта книга была не про нас, не про наш социум. Основной проблемой западных психологов является чувство вины, которую испытывает западный человек, столь глубокое, что она мешает ему жить, и методикам преодоления этого чувства вины посвящены многие работы. Нам чувство вины несвойственно, напротив, нам кажется, что это перед нами все виноваты, а мы обижены, мы такие хорошие, добрые, беззащитные, простодушные, а другие пользуются этим, чтобы нас обидеть. Почему так? Почему мы в этом так сильно отличаемся от западных людей? Я думаю потому, что в России всегда было авторитарное правление. У людей не спрашивали, чего они хотят и чего не хотят, они не участвовали в принятии решений, поэтому и не чувствуют себя ответственными за эти решения. Все ужасное происходило при нашем молчаливом согласии, но мы готовы чувствовать себя жертвами зла, а соучастниками никогда. Мы гордимся достижениями нашей страны и чувствуем себя причастными к ним, но мы не испытываем чувство стыда и вины за так называемые «неприятные стороны нашей жизни».

Немцы, современники нацизма, и даже их потомки уже не в первом поколении, сознательно и мужественно несут на себе проклятье исторической вины Германии. Внучатые племянники Гиммлера, брат и сестра, подвергли себя стерилизации, чтобы прекратить этот род. Трудно себе представить через какие нравственные страдания должен пройти человек, чтобы принять такое решение. Эти люди вызывают глубокое уважение. А у нас сын Лаврентия Берия пишет книгу о том, каким хорошим человеком был его отец, и у Светланы, дочери Сталина, нет относительно ее отца никаких сомнений, несмотря даже на то, что Сталин аккуратно отправлял за колючую проволоку мужчин, которых она любила, и которые осмеливались любить ее. Она осуждает свою мать за самоубийство, считает его предательством по отношению к отцу и детям, и совершенно не задумывается, почему женщина, имеющая детей, решалась выстрелить в себя. Кто сделал её жизнь настолько невыносимой. Невозможно себе представить, чтобы в Германии кто-то сказал «Гитлера на вас нет», а у нас очень часто говорят «Сталина на вас нет». Говорят, что при Сталине был порядок. Если бессудные расстрелы, миллионы невинных людей за колючей проволокой, суд за прогулы, тюремный срок за самовольный уход с работы - это и есть тот порядок, о котором мы мечтаем, то наше будущее как-то не вызывает оптимизма. Но я ни в чем не упрекаю автора комментариев. Она принадлежит к особому поколению в советской истории, к благополучному поколению. На долю тех, кто родился в середине 50-х, не выпало ни последствий разрухи после Гражданской войны, ни сталинских репрессий, ни тягот Отечественной войны, ни послевоенных репрессий, они об этом знают только понаслышке.

После Гражданской войны, действительно, была разруха, хотя Булгаков и пишет в «Собачьем сердце», что главная разруха - это разруха в головах, но это не совсем так. В начале 20-х тетушка моего мужа, которая славилась своим оптимизмом, произнесла следующие слова, они в семье вошли в пословицу: «Ну, большевики! То масла нет, то сахара нет, так смех и разбирает». Сталинские репрессии, как выше говорилось, были массовыми, а оставшиеся на свободе родственники репрессированных были ЧСВР (члены семьи врага народа). Автору комментариев, хотя у нее были в роду репрессированные, уже не приходилось чувствовать себя ЧСВР и указывать это в анкете при поступлении на работу. Во время войны был непосильный труд, болезни, голод и холод в тылу, и смерть на фронте. И невольно приходили в голову мысли о том, действительно ли это так неизбежно. Не связано ли это не только с войной и фашистами, но и с бездарностью нашего руководства, а, может быть, даже с неэффективностью системы. Мое поколение пережило все это. С поколением автора комментариев все было иначе. Они кончали школу, сытые и прилично одетые, плавно перешли в институт, после института получали распределение на работу, и если эта работа им нравилась и вообще их устраивала, то и работали там до пенсии, а если эта работа их не устраивала, то могли подать заявление об уходе и уволиться, за это уже не судили, не сажали в тюрьму. Не могу не признать, что у советской системы были не только пороки, но и некоторые достоинства. Так вот, этому поколению достались в основном достоинства. Система одряхлела, утратила свою воинственность и агрессивность. В сущности это был уже заказ, а закат, декаданс - в этом всегда есть какая-то красота.

демократия, размышления, ВТО, буржуи

Previous post Next post
Up