![](http://azbyka.ru/shemy/izrailskoe_tsarstvo.png)
§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета.
1. Завет был дан в рамках одного народа.
В Ветхом Завете Церковь, или Народ Божий, ограничивалась национальными рамками.
Этот этап стал преодолеваться в эллинистическую эпоху (III-I вв. до Р.Х.), когда в ветхозаветную Церковь стали входить первые прозелиты.
2. Патриархи и устные сказания.
Предки израильтян, именуемые патриархами, пришли в Палестину с Востока, из Месопотамии и Сирии.
Когда Авраам покинул «дом отца» (ок. 1900-1700 гг. до Р.Х.) были, по-видимому, сложены первые сказания о начале мира и человека, а также предания о самих патриархах (Аврааме, Исааке, Иакове, Иосифе и др.). Данная традиция закреплялась в устной форме.
3. От Моисея до Иисуса Навина.
В начале XVII века до Р.Х. израильтяне (Сыны Израиля) переселились во время голода в пограничную область Дельты Нила.
Тяжелой стала жизнь израильтян при Рамзесе II, который, перенеся свою резиденцию в Дельту, привлек к строительным работам иноплеменников.
В XIII веке Израиль покидает Египет.
Первое время народ кочевал по пустыне в окрестностях горы Синай и оазиса Кадеса.
· Дан первый Закон, от которого ведет начало Св. Предание Торы (Пятикнижия). Часть его была записана самим Моисеем (напр., Исх 20), часть - хранилась устно в среде левитов. Тем не менее по духу Тора остается Моисеевой (см. §15,16).
· В ту же эпоху были сложены гимны (Исх 15; 16,17; Числ 10,35), которые вошли в сборники, не дошедшие до нашего времени.
Около 1200 года Израиль начинает заселение Ханаана, постепенно проникая в его северные и южные области.
4. Эпоха судей.
В XII-XI веках Ханаан пытались захватить филистимляне (пришедшие из Эгеиды) и кочевники. Израиль в это время представлял собой союз племен, связанный религиозными узами.
Противники, пользуясь его раздробленностью, установили свою власть в стране.
Выступления Деворы, прор. Самуила и группы Сынов Пророческих поднимали дух народа и содействовали борьбе за независимость.
Религиозные центры в те дни - города Сихем и Силом.
· В Сихеме представители колен собирались на праздники.
· В Силоме хранился Ковчег.
Коленами управляли «шофеты» - судьи.
В эпоху судей были сложены сказания о борьбе с филистимлянами
Благодаря деятельности Самуила филистимское иго ослабело.
Для борьбы с ним народ захотел избрать царя.
Первым царем был Саул, …погиб в битве с филистимлянами.
Его преемник Давид сумел наголову разбить их и оттеснить к морю.
5. Царство Давида и Соломона.
Около 1000 года Давид
· Образовал многонациональную империю (в нее входили, кроме израильтян и южан-иудеев, моавитяне, едомитяне, аммонитяне и сирийцы).
· Сделал столицей ханаанскую крепость Иерусалим.
· Давид положил начало книге Псалмов (самые ранние из них - 17, 29, 31).
В правление сына Давида Соломона (970-931) Израиль утратил Сирию, но государство его процветало и вело оживленную торговлю с соседями (Египтом, Финикией, Савским царством).
- При Соломоне - строителе иерусалимского Храма - была создана корпорация придворных летописцев, мудрецов и книжников (соферов).
Они собирали притчи, афоризмы и сказания (основа Кн. Притчей), рассказы о судьях и первых царях.
- При Соломоне был обработан свод Св. Моисеевой Истории (Ягвистической), в основу которого легло домоисеево и Моисеево Предание.
6. Израиль и Иудея до пророков-писателей.
После смерти Соломона около 922 года его держава распалась на два царства:
1. Северное (Израиль, или Ефрем), столица Самария.
2. Южное (Иудею), столица Иерусалим.
Давидова династия правила в Иудее.
В Северном царстве сменилось несколько династий. Его столицей стала Самария.
Моисееву традицию на севере хранили левиты Сихема.
Именно они обработали свой (второй) вариант Св. Истории (Элогистической) и кодекс Второзакония.
Пророки (Илия, Елисей и др.) вели борьбу против язычества, которое легко заражало массы.
Израиль и Иудея соперничали друг с другом, что ослабило их в политическом отношении и сделало беззащитными перед натиском Ассирии.
7. Первые пророки-писатели.
В эпоху борьбы с Ассирией выступили пророки-писатели, первым из которых был иудейский пастух Амос (VIII в.), проповедовавший в Северном царстве.
Его младшим современником был Осия из Самарии. Оба они - самые ранние библейские авторы, которым принадлежат приписываемые им книги почти целиком.
В конце VIII - начале VII века в Иудее пророчествовал Исайя, вдохновитель религиозной реформы царя Езекии, боровшегося против пережитков язычества.
Прор. Исайя предостерегал царя от политических союзов, считая, что главное его дело - защищать чистоту веры.
Трудами Исайи было создано целое направление, или школа.
Самому Исайе …принадлежат главы 1-11, 17-19, 22, 23, 28-33
mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[i].
Книги пророков писались на небольших пергаментных свитках, которые потом сшивались. Это объясняет отсутствие хронологической последовательности в их речах, которую пытается восстановить библейская наука.
К VIII веку относится время деятельности пророка Михея
Составление гл. 25-30 Кн. Притчей, а также части «царских псалмов».
8. Иудея после падения Северного царства.
Северное царство пало в 722 году.
· Центром религиозной жизни становятся Иудея и Иерусалим.
· Туда левиты-северяне приносят свитки Моисеева Закона, которые хранились в Сихеме и Самарии.
При Манассии (сыне Езекии) пророки подверглись гонениям, но его преемник, благочестивый Иосия (640-609) начал полное преобразование культа и жизни в духе пророческого учения.
В 622 году он (Иосия) нашел Книгу Закона, которую торжественно обнародовал.
Все святилища, кроме Храма, были упразднены.
При Иосии проповедовали и писали пророки Софония, Наум и Аввакум.
При нем в 626 году начал свое служение пророк Иеремия, автор обширной книги, куда были включены (вероятно, его учеником Варухом) и части его биографии.
Тогда же приступили к переработке исторических летописей в Св. Историю, которая начиналась с Моисея (Исторические книги ВЗ, или Второзаконническая история).
Сборник был закончен в плену около 562 года.
Пророк Иеремия был свидетелем агонии и гибели Иерусалима, разрушенного и сожженного Навуходоносором в 587 году.
Большая часть населения городов была уведена в изгнание в Вавилон.
Некоторые иудеи бежали в Египет, куда с ними ушел и Иеремия.
Он верил, что Бог после испытаний даст людям Новый Завет вместо старого, который они не сохранили.
9. Эпоха Плена.
В изгнании ветхозаветная Церковь не утратила своей веры и с покаянием оглядывалась на свое прошлое.
Ей помогли пророки, среди которых был и священник Иезекииль (ум. ок. 570 г.).
В изгнании Тора приняла нынешнюю свою форму, были собраны многие псалмы.
Около 450 года пробудилась надежда на освобождение: Вавилону стал угрожать персидский царь Кир.
Второисайя.
В это время писал и проповедовал один из величайших пророков Ветхого Завета. Его имя осталось неизвестным, а писания включены в Кн. пр. Исайи, вероятно, потому, что пророк был последователем Исайевой школы.
В библейской науке этот благовестник спасения, певец страждущего Служителя Господня (Мессии), называется Второисайей. Ему принадлежат Ис. 40-55. Главы 56-66, по-видимому, написаны им же, но после возвращения из плена в 538 году.
Второисайе и его кругу приписывают также Ис 13-14; 21,1-10; 34-35.
10. Реставрация.
После взятия Вавилона персами иудеи получили разрешение вернуться на родину.
Возвратилась лишь часть народа, во главе которого стояли первосвященник Иошуа (Иисус) и князь Зоровавель.
В 520 году пророки Аггей и Захария выступили с призывом восстановить сожженный халдеями Храм.
Он был отстроен заново в 515 году.
Духовная жизнь народа в разоренной стране пришла в упадок. Об этом свидетельствует Кн. прор. Малахии (V в.).
11. Законники.
В 445 году в Иерусалим прибыл чиновник персидского царя иудей Неемия. Он восстановил стены города и попытался возродить жизнь ветхозаветной Общины.
Ему препятствовали самаряне (остатки населения Северного царства, смешавшегося с переселенцами из восточных стран).
Общему упадку Неемия хотел противопоставить Закон.
Помощь ему оказал книжник и священник Ездра, который приехал из Вавилона.
Ездра созвал в Иерусалиме народное собрание и привел иудеев к присяге - неукоснительно соблюдать заветы Торы.
С этого времени начался процесс обособления иудейства.
Реакцией на крайности Ездры явились Кн. Руфь и Кн. Ионы, которые были направлены против национальной узости.
12. Мудрецы Израиля.
Между V и III веками параллельно с законниками значительное место в ветхозаветной Церкви начинают занимать мудрецы.
Чужды национальной замкнутости, хотя ревностно оберегали основы веры.
Ими были написаны Кн. Иова (ок. 400 г.), Кн. Екклезиаста (ок. 300 г.) и переработаны книги Притчей и Песнь Песней.
Одним из последних мудрецов был Иисус сын Сирахов (ок. 190 г.).
Духовенством Иерусалима была составлена 5-я Св. История (III в. до Р.Х.), которая рассматривала историю царей, плена и возвращения в духе церковной ветхозаветной традиции: 1-2 Паралипоменон.
Пророческую традицию продолжают в те дни Иоиль, Второзахария (Зах 9-12) и апокалиптики Исайевой школы (Ис 24-27), у которых мы находим первые свидетельства о вере в воскресение мертвых.
13. Иудейство и эллинизм.
· В 332 году Иудея перешла из рук персов под власть Александра Македонского.
· После его смерти была включена в состав греко-египетского царства Птолемеев.
Птолемей I Лаг переселил многих иудеев в Александрию.
Там около 250 года при Птолемее II Филадельфе (285-247) был начат перевод Пятикнижия, а затем других св. книг на греческий язык (Септуагинта).
В 189 году царь Селевкидской династии Антиох III Великий отвоевал Иудею у Египта.
Селевкиды повсюду насаждали греческие обычаи и верования.
С этого времени начинается суровая борьба ветхозаветной Церкви против эллинских соблазнов.
Написанные в начале III века до Р.Х. Кн. Товита, Кн. Варуха и Послание Иеремии ставили своей целью… защитить от греческого влияния идеалы иудейства.
В 168 году селевкидский царь Антиох IV Епифан (175-163) обрушился на Иудею с кровавыми гонениями, пытаясь искоренить ее религию.
Храм превратили в языческое капище, книги Писания предавались огню, а все ветхозаветные обряды были запрещены.
Гонимые и мученики черпали в те дни утешение в пророчествах Кн. Даниила, которая была составлена около 165 года на основе древних преданий.
Тогда же, по-видимому, была написана и Кн. Иудифь
Близкой по духу и времени к Кн. Даниила была 1 Кн. Еноха, которая потом дополнялась в течение ряда десятилетий.
В 164 году до Р.Х. иудеи восстали против Антиоха. Под водительством Иуды Маккавея из Хасмонейского рода они добились быстрых успехов.
Около 140 года страна была уже полностью независимой и управлялась династией Хасмонеев.
К этому времени вся еврейская Библия была завершена.
14. На рубеже двух Заветов.
Иудея оставалась самостоятельным царством вплоть до 63 года до Р.Х., когда ее покорили римляне.
При Хасмонеях внутри Общины возникло несколько течений, каждое из которых создало свою литературу.
В среде фарисеев возникли первые записи «Устного Закона» (предшествующие Талмуду),
2-я Кн. Маккавейская (ок. 120 г.) и Псалмы Соломона (ок. 63 г.).
Сторонники династии Хасмонеев, близкие к саддукейской партии, создали 1-ю Кн. Маккавейскую (ок. 100 г.).
В кругах, принадлежавших к ордену ессеев, возникла Кумранская литература, Кн. Юбилеев и другие апокрифы (II-I вв. до Р.Х.).
В Александрии эллинизированные евреи диаспоры имели собственную богатую литературу:
Наиболее известны Кн. Премудрости Соломоновой (ок. 50 г. до Р.Х.) и сочинения Филона (25 г. до Р.Х. - 40-е гг. по Р.Х.), который стремился сочетать ветхозаветное учение с античной философией.
Многие книги, написанные за последние два века до Р.Х., уже выходят за рамки библейской традиции. Но они важны для толкователей Писания, поскольку образуют как бы мост между Ветхим и Новым Заветами.
Конспект по:
Исагогика прот. А.Мень mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-bidi-font-family:
"Times New Roman";mso-bidi-theme-font:minor-bidi;mso-ansi-language:RU;
mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:AR-SA">[i] Главы 20 и 34-35, содержащие эпизоды из биографии пророка, взяты либо из летописи, либо из «жития» Исайи