иг. Виталий Уткин "Церковь строится не снизу, а сверху.она может существовать только в Евхаристии. А Евхаристия возможна не потому, что есть собрание. Это собрание само собирается вокруг апостольского преемства, благодаря которому и возможна Евхаристия. Именно иерархия есть стержень Церкви. Так что, на самом деле, разногласия с церковными демократами коренится в экклезиологии."
**
привожу это мнение, как яркий образец того, что диаметрально противоположно тому, к чему я пришёл через много лет размышлений.
я, как ни странно, с одним словом соглашусь, но понимаю я его совершенно по иному.
"Церковь строится сверху".
Да, сверху.
Она строится Иисусом Христом.
Он призывает к Себе людей, и вот двое или трое уверовавших составляют собою местную общину, местную Церковь.
(Интересно, кто-то рискнёт опровергать, что Он посреди них?)
И вот Он, реально присутствующий среди них, проявляет Себя и в Евхаристии (если они в ней совместно участвуют; но и в других вещах.)
Но только первично само Его присутствие, и двое или трое (20-30, 2000 - 3000, нужное подчеркнуть) верных, а не специально уполномоченные лица, которые вольны Христа допустить или не допустить к людям (ха)
(Для тех, кто уже занёс руке, что б обвинять меня в протестантизме. Считаю, что Евхаристия должна совершаться правильно, священство должно иметь преемство и не пребывать в расколе, а в Дарах Господь присутствует реально, а не символически. Разумеется, реально! Я же только что об этом сказал! Просто причина и следствие тут переставлены местами. Это не Он приходит потому, что возглавляется таинство правильным "должностным лицом", а в таинстве Он присутствует реально потому что уже есть те, кто суть Его Тело. Церковь.)