Сценарные курсы: задание номер 9 - ВЫБОР

May 13, 2021 18:42



Выбор Эль Греко

Доменико помнил, как на Крите каждое воскресенье его отец, возвратившись из церкви, пообедав и вздремнув немного, звал сыновей, чтобы почитать им Библию. Доменико, а ему тогда было дет 8, поразила история Иосифа, проданного братьями в рабство.

«Почему же Иаков не благословил Иосифа? Ведь он так любил его!» - спросил мальчик у отца.

«Сынок, он и не перестал его любить» - погладил его по голове отец, удивившись разумности вопроса восьмилетнего мальчика.

«Иосиф спас свой род от голодной смерти, за это ему почтение во всем еврейском народе. Но Спаситель придет от другого сына Иакова»
«Но почему!» - не унимался Доменико

«Я так думаю, потому что Иаков слишком любил Рахиль. Поставил ее в своем сердце выше Бога…И от этой сильной любви не мог родиться Спаситель в потомках»

«Разве любить это грех?» - подключилась к обсуждению мать.
«Любить что-то или кого-то сильнее Бога - нарушение Первой заповеди - поднял палец отец.
Мать в раздумье покачала головой в ответ: «Нет…Иаков не благословил Иосифа, потому что тот слишком долго жил среди язычников»

***
«О, Крит мой, страна моя, родительница мужей знаменитых. Я не откажусь от Греции, пока Аполлон проливает на меня свой свет!» эти стихи критянина Фомы Тревизаноса - стали песней критских эмигрантов. В Толедо в маленьком трактире в греческом квартале бойкая старуха-хозяйка радостно улыбалась, приветствуя своего знаменитого земляка.

«Доменико!» - она бросалась обслуживать его сама, разливая ракию и подавая свежий греческий сыр с оливами к столу.
Грекам жилось непросто на чужбине. Они не были богатыми, за исключением купцов или вот его - художника. И за столами сидели уставшие от непрестанных трудов люди. Доменико не хотелось рисовать этих людей, хоть он с наслаждением слушал звуки родной речи.
Старуха трактирщица любила Эль Греко - они выкуривали по трубочке табака, она собственноручно варила ему кофе в бронзовой джезве и гадала ему на кофейной гуще, радостно бия себя в грудь, обещая ему еще большую славу и богатство.
Старуху арестовала инквизиция по обвинению в ереси и хуле на Папу. Три свидетеля подтвердили, что она во всеуслышанье заявила, что Христос сказал, чтобы не называли никого Отцом на земле, «ибо у вас единый отец Небесный».
Старуху пытали на дыбе, прижигали пятки раскаленным прутом, заставляя отречься от своих еретических верований и покаяться перед святой церковью всенародно. Она, не выдержав пыток, умерла.
«Умерла без покаяния, старая ведьма!» - почти с восхищением рассказал Эль Греко его повар испанец.
***
Когда несколькими годами раньше Эль Греко писал портрет Ниньо де Гевара, будущего Великого Инквизитора, тот спросил его о вере.
«Я - христианин», - кротко ответил художник.
«Но протестанты тоже считают себя христианами», - улыбнулся архиепископ Севильи.
И заметив, как отреагировал Эль Греко, сжав кисть в руке, Ниньо де Гевара после некоторой паузы произнес: «Не надо бояться, дорогой друг. Инквизиция действует как честный врач, убирая заразу».
На следующем сеансе Архиепископ вновь вернулся к разговору о религии, спросив, где и как принимает причастие он, Эль Греко. И почему он, живя в древней столице могучей державы, хранительницы веры в Европе, Испании, не переходит в католичество.
«Я не думал б этом - искренне признался художник. Я очень много работаю, у меня много заказов…»
«И почти все эти заказы от католической церкви?» - с улыбкой уточнил святой отец.
***
В церкви Сан-Доменико-эль- Антигуо, где уже были работы Эль Греко - знаменитая «Троица» «Спас Нерукотворный», между священниками возникли споры, кому дать следующий заказ на украшение бокового алтаря.
Настоятель пригласил Эль Греко на беседу.
«Мы чтим ваш талант и ваши труды во славу нашего храма» - непривычно широко улыбаясь, сказал художнику святой отец
Эль Греко знал, что такие вступительные речи испанцев часто скрывают неприятные известия.
«Не желая ссориться с вами, дорогой Доменико, я пригласил вас лично, чтобы с грустью сообщить о том, что мы отказываемся от ваших услуг»
Художник молчал, ожидая объяснения.
«Сегодня много талантливых молодых живописцев, в лоне католической церкви. Наших братьев во Христе, причащающихся с нами и молящихся с нами. Инквизитор уже интересовался, почему мы не даем им заказы, предпочитая людей другой церкви.»
«Когда вы хотите заказать работу?» - спросил Эль Греко
-После праздника святого Стефана, дорогой Доменико. Через две недели.
***
Вернувшись домой, Эль Греко закрылся в своей мастерской. Он просто сидел перед иконой Христа Спасителя, которой благословил его отец, когда он покидал родной дом.
Был ли счастлив он тут - в Толедо, вдали от родных, от родины? Скиталец, ищущий дружбы сильных мира, завоевывавший симпатии своим талантом и мастерством.
Им мало моей жизни, им нужна моя душа…
Уехать, вернуться на Крит? Ему буду рады, он откроет там школу живописи и сможет безбедно жить. А что будет с Хорхе Мануэлем, его сыном, на родине? Ему придется уезжать оттуда, чтобы найти свой путь. И вновь начнется завоевание Европы…Этого пути Эль Греко не желал для Хорхе.
Отказаться от своей церкви, перейти в католическую церковь - если бы его отец был бы жив, он не перенес бы такого несчастья.
-Господи, что же мне делать? Простишь ли ты меня? - всматривался в лик Христа Эль Греко. Но старый художник уже знал, что ему нужно сделать: принести себя в жертву для сына, своего Иосифа прекрасного, которого он любил больше всего на свете.
Через несколько дней при большом стечении народа, Доминику Теотокопули был принят в лоно католической церкви. После смерти через 6 лет, его сын Хорхе своей рукой убрал с шеи отца православный крестик, который так и не снял Эль Греко.
«Муки в Гефсиманском саду» - работа 67 летнего Эль Греко, в которую он перенес свой опыт одинокой молитвы, мистического переживания одиночества перед лицом Бога.
Татьяна Масс, Франция, май 2021 г.


Previous post Next post
Up