На днях посмотрел "Крик 4".
Я очень люблю режиссёра Уэса Крэйвена.
В нём есть какая-то удивительная трезвость и проницательность. Удивительная - потому что всё-таки он снимает фильмы ужасов, а это, как кажется, занятие для ребят с проблемами. Первый "Крик" был революционен, он открыл в хорроре что-то принципиально новое. Будучи человеком далеко за пятьдесят, Крэйвен неожиданно тонко проник во внутренний мир тинэйджеров-выпускников колледжей, понял то весёлое, развязное и безразличное отношение к миру, которое их объединяет, и снял фильм именно в таких тонах. Этот фильм предназначался для молодёжи и был начисто лишён каких-либо отцовских (а скорее даже дедовских) нареканий. Напротив, чувствовалось, что создателю весело и здорово с его персонажами, ему нравится их жизнь и их время. Видимо, аудитория это оценила, и эхо "Крика" разнеслось повсюду, породив веер жалких подражаний ("Я знаю, что вы сделали прошлым летом", "Городские легенды", тысячи их).
Второй и третий фильмы не сильно уступали оригиналу, но отличались от него. Как умный человек, Крэйвен не стал просто снимать версию 2.0, а углубился в стёб над своим творением и над фильмами ужасов вообще. Получалось легко и смешно, и при этом со вполне реалистичными ударами ножом, взятыми за основу (привет Елене Ваенге, которая вполне бы сгодилась на роль второстепенной жертвы). В четвёртой части режиссёр сделал всё то же самое, модернизировав стёб "фэйсбуками" и "твиттерами", добавив ударам ножом крови и жестокости и устроив модный двойной финал.
Конечно, "Крик" нельзя назвать "шедевром кинематографа". Но, вслед за опостылевшими идеологами так называемого "Запада", я продолжаю повторять, что средний класс - это то, на чём всё стоит. Последние фильмы Крэйвена (в том числе почему-то низко оценённые "Забери мою душу" и "Оборотни") доставили мне массу неподдельного, чистого удовольствия. Суть совсем не в хорроре - всегда отработанном до блеска. Суть в удивительно здоровом, ясном и цельном восприятии действительности 71-летним человеком, занятым своим делом. Делом маленьким по масштабам Вселенной и михалковых, но очень большим для его зрителей. Принести в жизнь нескольких тысяч далеко не самых глупых людей на Земле несколько часов наслаждения и сопереживания - это я называю Мастерством.
Напоследок хочу привести пару цитат из Крэйвена.
В Американской мечте - разновидности Диснеевской мечты, если хотите - о прекрасно подстриженном газоне перед домом, о заборчике из белых колышков, о маме и папе и их счастливых детях, богобоязненных и стремящихся всегда творить добро, есть обратная сторона, чувство гнева и негодования, рождающееся от понимания того, что на самом-то деле всё не так. Эта обратная сторона придаёт американским фильмам ужасов дополнительный заряд ярости.
Фильмы ужасов - это как тренировочный лагерь для психики. В реальной жизни люди защищены только тончайшей из всех возможных оболочек, за которой их ждут вполне реальные и зачастую пугающие угрозы, вроде стрельбы в Колумбайн. А повествовательная форма превращает эти страхи в контролируемую цепь событий и позволяет обдумать их спокойно.
Я верю в то, что кино - один из важнейших видов искусства. Это невероятно мощный способ рассказать возвышающие дух истории, которые могут заставить людей плакать от радости и вдохновить их на покорение звёзд.
Всё просто и ясно. А в России скоро выходит "Цитадель".