Какой-то объект нам может приносить эстетическое удовольствие, что приводит к его эстетической ценности.
Что такое эстетическая ценность объекта? Каждый человек в своей голове выстраивает свое видение эстетической привлекательности объекта. Поэтому понятие качества эстетики это фикция. Какой-то человек может сказать, что, например, эта чашка имеет эстетическое качество, свои доводы он выстраивает на своей личной оценке. Возможно, у этого человека с этой чашкой связаны какие-то воспоминания, или цвета чашки у него вызывают определенные чувства и эмоции, а может быть эта чашка имеет приятные или наоборот какие-то интересные формы, или нам удобно ее держать, или изображение на чашке дает ссылку на какое-то воспоминание, а возможно в культуре, где живет человек, это чашка имеет какое-то особое значение, факторов может быть множество и каждый человек по-разному рассмотрит и оценит эту чашку. Или, например, что если эта чашка у нас дома, которой мы пользуемся каждый день, забыв, почему мы ее купили, а что, если эта чашка находиться в музее?! Наша оценка, восприятие субъективно, но состоит из объективных аспектов.
Если предмет нам нравиться, это значит что он в согласовании или несогласовании нашему внутреннему миру. Но возможно ли знать внутренний мир другого человека?!
У каждого человека есть познавательное и эстетическое восприятие, которые напрямую связаны с вопросом удовольствия. И зачастую наши эмоции напрямую зависят от восприятия и оценки объекта. Повторюсь, что восприятие объекта субъективно и не возможно его обозначить, поскольку у каждого человека оно индивидуально, и связано с его интимным миром.
Я, наверное, не очень красиво и понятно сделала перевод, поэтому даю ссылку на одну статью, которая, как мне кажется, дополнит и более широко отразит вопрос эстетических чувств:
http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=jesteticheskie-chuvstva .
Однако необходимо оценить восприятие объекта в целом, т.е. в глобальном плане. Известно, что 85% человеческого восприятия - визуально. В основном, в ландшафтной архитектуре производятся объекты, которые направлены на визуальное восприятие. Соответственно, надо развивать глобальный «словарь» или «язык» эстетики пространства, для того, чтобы дизайнеры могли пользоваться логикой эстетики, производить эстетические пространства и также могли общаться на общем языке с другими дизайнерами.
Было выделено 3 видения в ландшафтном дизайне:
1. Ячейка, единица
Важно сказать, что мы практически всегда находимся в движении, даже если мы сидим, наши глаза не останавливаются. И в процессе восприятия мы выделяем единицы, от которой к которой перескакивает наше поле зрение. При этом, происходит работа нашего рационального мышления, мышление нашего мозга, как, например, способность дорисовывать в голове геометрические фигуры, если нарисовано только 3 стороны квадрата, в голове мы видим 4-ю.
2. Разнообразие
Уровень однородности и разнообразия, а также вопрос гармонии. Обычно они определяются на уровне интуиции.
Есть одна скульптура в ботаническом саду Монреаля
Взгляд на яблоневый сад (мне кажется что так надо перевести, Regarder les pommetiers ), выполненная Jocelyne Alloucherie.
Это серия прямоугольников, расположенных определенным образом и установленных в яблоневом саду. Сама по себе композиция не представляет что-то выдающееся или уникальное. Но несет в себе интересный «опыт». Когда человек движется, прямоугольники образуют рамку, в которую попадают элементы яблоневого сада и, таким образом, масса, однородное пространство сада, начинает делиться на элементы (фрагменты дерева, ветки, цветы), на то, что попадает в арку. При движении картинка этих элементов меняется. Таким образом, однородность может быть разнообразна. При этом восприятии данной скульпторы усиливается вовремя движения.
3. Genius loche (не знаю, как перевести на русский язык: «уникальность места», смысл чтобы защитить местную идентичность против однородности глобализации)
Есть объекты искусства, для понимания которых необходимо их потрогать, есть вокруг которых необходимо пройтись, чтоб поменять точку зрения и увидеть изменение, или шедевр может быть основан на рельефности и т.д. Объект имеет мультимодальные стимулы, и мы можем их принять через опыт, который мы проживаем при восприятии объекта.
Выходит, что красота основывается на интуитивном уровне, и является как объективной, так и субъективной, соответственно, ее воссоздать не возможно. Мы можем понять работу мозга, основы культуры, контекст, но в повседневной жизни, как и в познавательной жизни, реакция в результате восприятия объекта не представляется возможным для понимания. Единственное, что может свидетельствовать о существовании аспектов объекта - это наличие эмоций, которые вызывают удовольствие или неудовольствие.
Возможно ли удалиться от визуального восприятия?!
Восприятие не пассивно, оно «поличувственное» (polysensoriel), даже если этот объект восприятия картина.
Например, рассмотрим картину Alex Colville, To prince Edward Island, 1965.
Вы смотрите ее издалека, подойдите ближе и появиться желание наклониться, или отойти в сторону, чтоб не мешать девушке смотреть в бинокль. Как при просмотре любой картины, мы движемся вокруг нее, соответственно, мы не пассивны.
На первый взгляд, мы видим в картине одно, потом мы начинаем смотреть детали и у нас в голове выстраивается смысл, но смысл не стабильный, по мере того, как мы вникаем в детали, он меняется, смысл не может оставаться фиксированным.
Но при этом, эта картина находится в музее, и мы знаем, что для ее восприятия мы должны что-то сделать (походить вокруг нее) а также возможно ранее мы прочитали книгу об этой картине или посмотрели видео о истории ее создания. А что если эта картина висит у вас дома? Тогда будет совершенно другое восприятие.
Другие примеры возможности восприятия объекта, отдаляясь от только визуального контакта, это памятник ветеранам Вьетнама, о котором я уже писала, а также Ира фонтан, о котором я напишу позже. Везде огромную роль играют ощущения, которые испытывает человек, находясь в соприкосновении с данными объектами. Чувственный шок, возникающий от восприятия этих шедевров, дает возможность полноценно осознать важность «поличувственного» восприятия.
Ира фонтан (Lawrence Halprin, Ira’s Fountain, 1970) это уникальный объект. (Лучше конечно посмотреть отдельно картинки или почитать о нем в сети:
https://en.wikipedia.org/wiki/Keller_Fountain_Park).
Это огромный фонтан - публичное место, сделанный из серии кубов - емкостей, в этом фонтане можно купаться. И хотя на первый взгляд он кажется опасным, за всю его историю было всего лишь 1 падение, и пострадавший отделался только легким испугом и незначительными царапинами. Почему нет падений? Много построено на чувстве страха человека, чувстве опасности, также стены емкостей достаточно широкие, при этом вниз они идут под углом. Т.е. падающий просто съехал по стене, хоть и на 4 м., но это не было как свободное падение.
Что интересно, это воспринимать фонтан не только с верхней точки, но и снизу. Если подойти ближе к потоку воды, и долго смотреть на воду, то в какой-то момент человек теряет дезориентацию в пространстве. Т.е. движение воды в какой-то момент становиться стабильной, а динамика передается человеку, смотрящему на воду. Появляется так называемое сенсорное воздействие или чувственный шок.
Схожее можно описать при просмотре фейерверков, когда внезапный свет, шум создает зрелищность, человек также испытывает чувственный шок.
Есть еще один интересный объект NY, Michael Heizer, Levitated Mass, 1982.
Это глыба, которая расположена в емкости, где внизу идет постоянный поток воды, который всегда в движении. Если сесть на борт бассейна, и смотреть на воду, в какой-то момент начнет казаться, что вода толкает камень, и он начинает двигаться. Этот эффект движения, я думаю, что более известен для нас, когда ты сидишь в поезде, и напротив тебя другой поезд начинает двигаться и ты думаешь, что это твой поезд едет.
Выходит, что зрительное восприятие дополняется и обогащается за счет восприятия объекта через поличувственный «опыт», в результате которого появляется сенсорный шок.
На этом заканчиваю первый блок лекций.