Сергей Юрский: О Сталине и "культе личности"

Nov 22, 2012 22:18

Оригинал взят у kir_a_m в Для ночного просмотра. Сергей Юрский: О Сталине и "культе личности"
Я был на этом спектакле Юрского, он производит впечатление. И потом немного поговорили, Юрский тоже старался показать, что задача сложнее, чем просто осудить или оправдать. Нужно понять это явление, потому что мы с ним продолжаем жить, и делать выводы для нас сейчас, а не только по отношению к истории минувшей.

Оригинал взят у podosokorskiy в Сергей Юрский: О Сталине и "культе личности"
Фрагмент передачи "Познер" на Первом канале. Выпуск от 18.11.2012

image Click to view



В.ПОЗНЕР: Сергей Юрьевич, вы поставили пьесу "Ужин со Сталиным" Друцэ, да?

С.ЮРСКИЙ: Друцэ, да.

В.ПОЗНЕР: Вы играете роль Сталина в этой пьесе. И вообще, судя по всему, эта фигура вас занимает.

С.ЮРСКИЙ: Крайне занимает последние 10 лет.

В.ПОЗНЕР: Я приведу несколько ваших слов: "Сталинская тема никуда не ушла, и анализ Сталина и сталинизма, представляется мне, крайне важен на сегодняшний день. Почему Сталин стал для огромной страны всем, воплощением отцовства, заменой бога? Ведь культ личности создавался не самим предметом культа, а потребностью иметь культ личности, которая сильна до сих пор". Еще о Сталине: "Я не обсуждаю сейчас его моральные качества и бесспорные преступления. Но не обсуждаем же мы моральные качества человека, который взошел на Эверест. А Сталин взошел в абсолютно ледяное пространство, где он совершенно один, и откуда ничего нельзя сделать. И доверять никому нельзя. И власти уже никакой, даже над собственным рассудком. Я не оправдываю, не осуждаю, это не мое дело - я изучаю это состояние. Оно ужасно". Как же вы не оправдываете и не осуждаете? Как же это не ваше дело? А чье это дело, если не художника как раз?

С.ЮРСКИЙ: Зрителя. Зрителя, потому что указательный палец я хотел бы с этой фигуры убрать. Чтобы там, в зрительном зале рождалось в голове понимание, почему он (сталинизм) не ушел вместе со Сталиным. Я жил при сталинизме, как и вы жили при сталинизме. Это давление мы ощущали, по крайней мере, уж в последние годы его жизни точно ощущали со страшной силой. Но почему оно возникло? И почему была любовь к власти? Почему был отклик? Не было ли наоборот - Сталин был впитывателем того, чего желали? Сталинизм, как я полагаю, исторически имел подготовку. Он был в людях до Сталина.

В.ПОЗНЕР: Вы говорите так про Сталина: "Он сейчас - козел отпущения. Все свои грехи можно списать на него. А козел отпущения - это, ведь, священное животное. И Сталина делают священным. Он отражает ужасные чаяния, которые в народе существуют генетически и пробуждены. Он был лишь воплощением этих чаяний ужасных, которые можно назвать сталинизмом, и в какой-то степени он - жертва этого сталинизма, жертва своей же безбожной власти, ибо сама эта власть порождает смерть". Так правильно ли я вас понимаю, что в сталинизме виноват даже не столько Сталин, сколько народ?

С.ЮРСКИЙ: И те, и другие. Потому что представить себе, что один человек в одиночку правит даже не только страной, а полумиром (а он был влиятелен, действительно, на полмира), это унижает народ. Наоборот, народ - это мы, это я тоже - пусть он признает, что он это хотел или терпел, или хотя бы понимал, что это не естественно. Но в большинстве, в демократическом раскладе что скажет большинство? Большинство говорило. На одном страхе, ссылаться на страх? Нет, давайте признаемся: для очень многих людей это был не только страх, а страх был страшенный как главный принцип жизни. Но была еще и выгода.

В.ПОЗНЕР: А вера была?

С.ЮРСКИЙ: Вера была. И контрвера была, и в Бога вера была, и она была идеально чистой, потому что она была опасной, она была как первохристиане.

В.ПОЗНЕР: Не модной.

С.ЮРСКИЙ: Тогда было не модно. Но оттуда и вырастали такие люди как Александр Мень.

В.ПОЗНЕР: Я сейчас делаю фильм о Германии, документальный фильм, разговаривал со многими людьми и был такой любопытный разговор с немецким журналистом, где мы говорили о Гитлере, о Сталине. И он сказал: "Вы знаете, Гитлер и то, что с ним связано, сидит у нас в генах. А у вас в генах сидит Сталин".

С.ЮРСКИЙ: Я с ним не знаком, мы не переписывались с этим журналистом. Но я с ним согласен.

В.ПОЗНЕР: Вообще вы довольно резко порой высказываетесь по поводу России и по поводу россиян.

С.ЮРСКИЙ: Да нет. Вроде бы, нет.

В.ПОЗНЕР: Послушайте меня внимательно: "Россия идет по заданному психологическому коду, и наши люди, мы все в этом коде. Есть теперь в связи с тем, что мы открылись, некоторая часть молодых людей, которые становятся, вроде бы, гражданами мира. Но, в основном, даже эти сегодняшние молодые люди рано или поздно натыкаются на код, заложенный у них внутри. Код, все-таки, православно-монархический, код того, что власть божественна. Насчет "кесарю - кесарево, а Богу - божье" - это различие, мне кажется, в России меньше звучит. В России кесарю - кесарево и кесарю - божье". Это звучит как приговор вообще.

С.ЮРСКИЙ: Да, это из тяжелых моих раздумий на эту тему. И я, пожалуй, не буду сейчас редактировать их или отказываться от них. Я оставлю, потому что последние годы... Я уже человек возрастной, я вижу еще одно закольцевание уже знакомое. Сколько раз мы видели культ личности уже после Сталина. Сколько раз, с каждым правителем. Либо культ личности, либо стремление правителя к культу личности, либо стремление тех, кто называется гражданами, во всяком случае, в большом количестве иметь культ личности. "Дайте культ личности - тогда будем дальше жить". Слово не употребляется, но эти взаимоотношения низа-верха - они повторяются. И, конечно же, когда говорят, что пришли большевики и разрушили страну, которую мы потеряли, а она была такая богатая, такая любящая своих граждан, граждане любили царя, любили правительство и молились. Это обман, потому что... Если только я не ошибся совсем и не доверился великой русской литературе XIX и XX веков, начала XX, то этого достаточно даже без документов, что это не так. Это было крушение уже.

В.ПОЗНЕР: Это не так, конечно. То есть у вас такое ощущение, что... Будем называть "культ личности", что есть стремление в самих людях, чтобы он был - им это надо?

С.ЮРСКИЙ: Да, да.

http://www.1tv.ru

Сергей Юрский, сталинские репрессии

Previous post Next post
Up