"О, смертной мысли водомет"! (Ф.И. Тютчев.)

Nov 23, 2012 23:40



"О, смертной мысли водомет"! - так, с помощью цитаты из стих. Тютчева "Фонтан", подала я мысли святых отцов о сотворении мира. Ведь нельзя же не восхититься тем, что открыл им Господь! И Слава Богу! Оригинал взят у sanosin в Космологические тенденции в христианстве

Рассмотрим для начала мировоззренческие взгляды св. Василия Великого и св. Григория Нисского. Для св. Василия («Беседы на Шестоднев») только что сотворенный мир представляет высокую ценность. Она выражается, в частности, в идее завершенности творения, которое, скорее совершилось в единовременном акте, чем длилось какое-то время: «… действие творения мгновенно и не подлежит времени… древние толкователи, яснее выражая мысль, сказали: вкратце сотвори Бог, то есть вдруг и мгновенно».


Основной критерий ценности тварного мира - разумность, совершенство. Беседы св. Василия насыщены многочисленными примерами единства жизни животных и климатических условий.

Представления о совершенстве и законченности неизбежно ведут к идее статичности мира. Св. Василий пишет: «Некоторые естествоиспытатели остроумно доказывают, что земля пребывает неподвижною… поелику он заняла среднее место в мире. Среднее же место досталось земле не по жребию и не по случаю, но таково естественное положение земли».

Убеждения св. Василия в законченности творения сочетаются с признанием собственной креативной силы мира. Толкуя слова «земля же была безвидна и пуста», он пишет: «Если под устройством земли разуметь свойственное ей украшение - жатвы, волнующиеся в долинах, зеленеющие и испещренные различными цветами луга, цветущие холмы и осененные лесами вершины гор. Всего этого еще не было. Земля, по силе, вложенной в нее Создателем, хотя готова была породить все сие, однако же ожидала приличного времени, чтобы, по Божию повелению, произвести на свет свои порождения». Итак, «быть сотворенным» для св. Василия Великого означает обладать не только вещественностью, но и креативной силой.

Рассмотрим теперь мировоззренческую систему св. Григория Нисского. Они выражены, в частности, в его сочинении «О Шестодневе, слово защитительное к брату Петру».

Название сочинения подразумевает апологию взглядов св. Василия, однако нельзя не заметить различия. Начнем с представлений св. Григория о материальности вообще. Он пишет: «Всемогущий же по премудрой и могущественной воле к совершению существ положил основание в совокупности всему тому, из чего составляется вещество: легкость, тяжесть, плотность, скважность, мягкость, твердость, влажность, сухость, холодность, теплоту, цветность, образ, очертание, протяжение. Все сии свойства сами по себе - понятия и голые умопредставления. Ибо ни одно из них само по себе не есть вещество, но сходясь между собою, делаются они веществом».

Возникает следующее построение: все сотворено в потенциале, но это «все» еще не есть бытие, даже не вещество. Трудно себе представить, что это сотворенное «все» обладало, как у св. Василия, собственной креативной силой. Св. Григорий цитирует характеристику Феодотиона для первоначального состояния: «пустота и ничто».

Не буду больше утруждать читателя длинными цитатами, но прошу поверить на слово. По мере продвижения к нашему времени пути западного и восточного мировоззрений расходятся все дальше. Западное мировоззрение характеризуется ярко выраженным динамизмом. У блаж. Августина источник динамизма частично внутренний, частично внешний. Мировоззрение Августина воспроизвел, в частности, Тейяр де Шарден.

У Фомы Аквината динамизм в тварный мир привносится извне, это трансцендентный динамизм. Трудно представить, чтобы в такой системе тварный мир обладал собственной креативной силой. Прот. Василий Зеньковский назвал эту тенденцию «акосмизмом».

На Востоке нет общепринятой мировоззренческой картины, но чаще можно встретить примеры космологий, основанных на платформе св. Василия Великого. Можно ли назвать эту тенденцию, в противоположность акосмизму, «натурализмом»?

И главный вопрос: на кого из отцов опираться в разработке современных космологических взглядов?

,

Ф.И. Тютчев, христианское творчество

Previous post Next post
Up