Прот. Валентин Амфитеатров, как один из практических зачинателей общинно-братского движения в церкви

Nov 27, 2022 23:02


Из круга будущего праведного Алексия Мечева (1859-1923) мне интересен о. Валентин Амфитеатров (1836-1908), упокоенный на Ваганьковском кладбище. (Прав. Алексий - на Введенском (Немецком).) Более 10 лет (до пандемии) мы, несколько человек, водили туда на экскурсии своих друзей и знакомых, по благ. о. Георгия Кочеткова, духовного попечителя нашего Преображенского братства, и о. Сергия Матюшина, настоятеля, а потом и просто клирика кладбищенского храма. Интересен о. Валентин мне и потому, что с Галиной Скаткиной, членом нашего Братства (сокращ.), не так давно упокоившейся, я пребывала в дружеских отношениях. А она - один из потомков о. Валентина Амфитеатрова.
Нам многое известно о духовном опыте священнической семьи Мечевых (отца и его сына, свщмч. Сергия) и об их «Маросейской общине». Актуальны для нас приоритетные направления в ней: 1) покаянное («покаяльные» духовные семьи); 2) личной и совместной ответственности за потаенную богослужебную жизнь; 3) иночества в миру (жизнь в «мире сем», но не от «мира сего»). Говоря о последнем, мы вспоминаем тему иночества, описанную в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского через старца Зосиму и инока Алексея. (Старец Зосима посылает его в мир.)
В общении о. Алексия Мечева и о. Валентина Амфитеатрова эта тема, экклезиологического свойства, поднималась раньше романа. Покойный о. Валентин считал, что дореволюционное монашество не подходит к образу жизни всех, кто стремится служить Христу, поэтому будущее Церкви приведет к «монашеству в миру». (Это когда не уходить в монастырь, а устраивать себя в жизни подлинным христианином в миру, свободным от «мира сего».) Соглашаясь с ним, о. Алексий не отрицал и монашества как такового. Развивая в общине идею «монашества в миру», он призывал прихожан молитвенно-покаянно бороться со своим «я», чтобы общаться с людьми в монастыре или в миру, подобно солнышкам, согревающим, объединяющим всех и облегчающим их страдания. Страдать может лишь сам «монах (-иня) в миру», противостоя своим грехам. Вослед этой идеи, в 1880 году будущий праведный стал действительным членом Братства Прп. Сергия Радонежского для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской Духовной Академии. Это «иночество в миру» вошло в опыт нашей Русской православной церкви - после уничтожения почти всех монастырей, вследствие революции 1917 года. И сейчас оно продолжает развиваться, и тому примеры - Преображенское содружество малых православных братств и крепкие общины, все же возникающие на местах, вопреки обыденному течению жизни. Дай Бог!
Надо сказать, что в церковной истории Русской православной церкви есть решение Священного Синода 1864 года об образовании православных братств, которые рождались в большом числе и по-разному действовали вплоть до 1917 года. Дошедший до нас духовный опыт о. Валентина Амфитеатрова открывает нам, как с Божьей помощью зарождались общинно-братские отношения на приходе. Это важно, потому что мы знаем о его даре чудотворения, но мало про его нуждение преподобия и плодах этого.

PS. Фото: о. Валентин Амфитеатров в молодости, со своей семьей (слева); храм возле Кремля, где он служил долгое время (справа).
(Продолжение следует.)


человек веры, община, история 19 века, человек созидания, история Церкви, братство

Previous post Next post
Up