О "ложной уверенности" на спасение, или "фарисейской закваске" по-новому...

Nov 25, 2022 18:12



"Ложная уверенность" в своем спасении, из трактата "О вере и делах" блаженного Августина, говорящая о том, что ты в своей церковной жизни все делаешь правильно (как и мыслишь) очень даже актуальна в наши дни... на мой взгляд. Вообще, такой подход святого к Таинству крещения - это круто! Доклад с такой темой по его труду (в том числе) см. ниже.
А вот та самая цитата:
«Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе; даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха. С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения».

***

Что делать, если креститься хочет человек, не желающий жить по-христиански или неверующий? И как поступали в таких случаях отцы-катехизаторы древней церкви?

"Проблема бесплодности, и, следовательно, недействительности Крещения без веры и покаяния, актуальна не только в современной церкви. Об этом писали отцы и учителя Церкви, которые в большинстве были связаны с опытом катехизации. Так блаженный Августин в трактате «О вере и делах» писал: «Есть люди, которые полагают, что все без исключения должны быть допущены к источнику перерождения, который в Господе нашем Иисусе Христе; даже те, кто, будучи известен своими преступлениями и ужасными пороками, не желают изменить свои злые и постыдные пути, а честно (и публично) признают, что они намерены продолжать пребывать в своем состоянии греха. С помощью Господа Бога будем усердно остерегаться впредь давать людям ложную уверенность, говоря им, что если только они будут крещены во Христа, то независимо от того, как они будут жить в вере, они достигнут вечного спасения»[1]. В этой цитате мы видим предостережение о ложной уверенности во спасении и прямое осуждение практики, когда к крещению допускались люди, которые отказывались жить по христианским заповедям.

В качестве примера такого недостойного принятия крещения св. Кирилл Иерусалимский приводит Симона волхва, распространяя толкование этого места из книги Деяний на всех катехуменов вообще: «Приступил некогда к купели Симон волхв; крестился, но не просветился; тело омыл водою, но сердце не просветил духом, тело входило в купель и вышло из нее, а душа не спогреблась Христу и не совосстала с Ним. Если же ты останешься в злом произволении своем, то проповедующий тебе не будет виноват, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя приимет, но Дух не приимет»[2].

Мы видим, что суетная вера в спасительность такого крещения возникала всегда и с ней боролись отцы и учителя церкви. Сейчас фактически повсеместно распространилась практика Крещения без подлинного покаяния, а значит, и без веры. Поэтому важно исследовать катехизическую практику ранней церкви, чтобы выявить основные критерии и этапы предкрещального покаяния и требования, которые предъявлялись к катехуменам".

Екатерина Пащенко. Предкрещальное покаяние в катехизической практике древнехристианской церкви II - III вв. н.э.: принципы и логика процесса
https://kateheo.ru/katekhetika/issledovanie-istorii-k..


человек как икона Божия, человек веры, катехизация, история Церкви, Предание

Previous post Next post
Up