Общинно-братские подвижки и плоды в практике о. Валентина Амфитеатрова

Nov 28, 2022 14:20



Что же такого для общинно-братских отношений на приходе сделал о. Валентин Амфитеатров?
Для начала кратко вспомним вехи его жития. Он стал священником в 1860 году после учебы в семинарии и МДА, за год до отмены крепостного права.

1.Аскетическое нуждение себя на то, чтобы таланты, данные Богом, употребить в дело служения Христу и Его Церкви.

Обладая даром горячей молитвы, пастырь был открытым и готовым помочь в беде. Храм у Спасских ворот Кремля, где он служил, был полон. Более того, он не вмещал всех желавших помолиться вместе с настоятелем. Ездившие же к о. Иоанну Кронштадтскому (Санкт-Петербург) слышали: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин?» Он был чуток в общении с теми, кто искал подлинной церковной жизни, и легко с ними выходил на актуальные темы. В этом ему помогало и блестящее образование (знал 10 языков, не считая древних), к тому же хорошо разбирался в достижениях науки, культуры и искусства. Все это способствовало вхождению верующих в глубины Богопознания. Вот почему люди стремились услышать его проповеди и услышать о Христе. В 42 года он потерял зрение, но продолжал исповедовать, диктовал письма, готовил проповеди и писал книги. К сожалению, большинство его работ не было опубликовано, а рукописи сгорели при пожаре, в конце XX-го века. Его образ жизни многими воспринимался тогда как «новшество». А он, попросту говоря, вёл иноческую жизнь и хотел, чтобы иноками становились и члены его общины.
2.Формирование на приходе личностных отношений.

Новомученица Анна (Зерцалова) в своей 1-й книге «Краткое описание выдающейся деятельности прот. Валентина Амфитеатрова» вспоминала тех из интеллигенции и дворянства, на кого о. Валентин оказал влияние и кто, в свою очередь, был способен влиять на умы многих: известного юриста Кони, историка- проф. Сперанского, педагога Алферова, адвокатов Остроумова и Ордынского, княгиню Шаховскую, основавшую впоследствии общину «Утоли моя печали» и др. В число непосредственных помощников батюшки входили - Капустин и Владимиров, присяжные поверенные, бесплатно принимавшие клиентов; фельдшерица Мешкова, врач Вениаминова и т. д. Большинство духовных чад батюшки, которые имели с ним дружеские связи во Христе и помогали в его служениях, были из простого народа. Это Кознов, бывший староста Архангельского собора; слесарь Фролов, победивший с Божьей помощью зависимости от алкоголя; домохозяйка Рыбакова, мать-вдова с детьми; многодетная семья Илларионовых, вдова Ширяева, с сыном… В ежедневных духовных трудах проходила его жизнь.

3.Труд по сознательному вхождению в таинства и жизнь по Христовой вере (ортопраксию).

Много труда положено было о. Валентином на создание общины, центром которой Господь. Добиваясь сознательного участия в таинствах, как проповедник и духовник, он ввёл практику частого причащения. (Тогда причащались раз в год!) Каждый Великий Пост (с 1896 и по 1902 гг.) вёл воскресные духовные беседы, исполняя служение духовного просвещения. (Вообще, он считал, что Евангелие во время богослужения должно звучать на русском языке.) Его духовные чада были милосердны по отношению друг к другу, в трудных ситуациях - пеклись о вдовах, устраивали сирот в семьи, а богатые помогали бедным. Так зародилась его приходская община.
4.Духовные плоды общинно-братских деланий на приходе.

Долго просуществовала община о. Валентина Амфитеатрова после его смерти. Ее члены продолжали поддерживать друг друга молитвенно, помогали и материально. В советские времена сохраняли память о своём духовном отце и передавали её своим детям. В годы репрессий, некоторые из них стали мучениками за Христа. Например, его духовная дочь - новомученица Анна (Зерцалова), которая вела иноческую жизнь, а затем приняла и монашеский постриг. Она приводила людей на могилу любимого батюшки и рассказывала о нём. Она же написала о нем книгу. Ее расстреляли на Бутовском полигоне.
Слава Богу, что есть память об общинно-братском делании общины о. Валентина Амфитеатрова! Ее, например, хранит Преображенское братство Русской православной церкви. Как уже упоминалось, наша Галина Скаткина является одним из потомков батюшки. Так же о нем и его пути в СФИ написана бакалаврская работа. Упомянуто было мной и о наших экскурсиях к месту его захоронения... Помнит этого батюшку и община храма, что на Ваганьково... Вечная память!

(Окончание.)


человек веры, община, история 19 века, человек созидания, история Церкви, братство

Previous post Next post
Up