православная книга: критерии выбора

Jul 26, 2012 17:33

Как не потеряться среди православных книг и выбрать лучшее? Какие здесь могут быть критерии?
В «Изборнике Святослава 1076 года» мы читаем: «Добро есть, братие, чтение книжное…Раздумывай об истине написанного…» Находясь в поиске духа и смысла жизни, нам нельзя без книг, но более - нельзя без общения. Ведь «…не бумажные дести, а вести спасают людей». (О.Мандельштам. Здесь «дести» - устар.: 24 листа бумажных.) С одной стороны, мы ищем книгу, которая по своему содержанию, способу изложения и качеству оформления призвана выступать «за» человека, а не «против». Помните у Достоевского? «Братья (…), любите человека и во грехе его» (1). Такая книга пробуждает экзистенциальное беспокойство, или тревогу, относительно своего внутреннего мира. Она рождает вдохновение, желание двигаться вперед и вверх, потрудиться, изменить свою жизнь, она вызывает интерес к другим людям.

В этом смысле, книга помогает человеку собираться с Христом и Христовыми, а не идти путем саморазрушения и разъединения с себе подобными. Она помогает двигаться к личностности, а не к индивидуализму, укрепляет веру и надежду, способствует очищению словом затемненной иконы в человеке - образа Божьего. Помогает отличать главное от второстепенного и ценить бытие как общение, подлинность жизни по вере. Отсюда живость диалога, яркие примеры житийной литературы и современности. Такая книга не дает схем и автоматических решений, как и чудодейственных рецептов на все случаи жизни, но раскрывает правду Евангелия - Благой вести, помогая обрести путь к жизни, а не к смерти, через покаяние и вхождение в церковь как собрание верных. Все так. А в реальной жизни?



В начале 90-х годов фундаменталистская и псевдо-православная литература породила сектофобию и нетерпимость. Были оклеветаны честные пастыри церкви: митрополит Сурожский Антоний, протоиерей Александр Шмеман, иерей Александр Мень и др. Эта волна сошла, но чтобы вновь предупредить ее нашествие и оградить церковные лавки и магазины, в качестве заслона от низкопробных книг выступил гриф - «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской православной церкви». Процесс только налаживается, получение грифа занимает много времени, так что вряд ли этот критерий стоит брать во внимание, тем более, что и недостойная книга может «проскочить» гриф по ошибке. Видимо, уместным будет привести строчки М. Лермонтова: «Делись со мною тем, что знаешь, и благодарен буду я, но ты мне душу предлагаешь. На кой мне черт душа твоя?»

Знакомство с книгой подобно опасной с двух сторон бритве. Но другого нет и вряд ли будет. Поэтому так важен личностный критерий. Но чтобы сердце сделало верный выбор и согрелось огнем Божьим, а не чуждым, необходимо соотношение православной книги с Писанием и Преданием, а это и есть первичный и основной критерий. Мы отвечаем перед Богом, в меру, так сказать, своей церковности, за то, какую книгу рекомендуем. Когда мы делимся впечатлением от увлекшей нас книги, в которой нашли «и глубину, и свет, и смысл», когда идем «…от человека к человеку и говорим: ты это читал? непременно прочти! У тебя ее нет? я тебе ее подарю!» (2) - мы выверяем свой читательский опыт наличием или отсутствием церковной рецепции. А вы что скажете?

Использованы: 1. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Часть III. Из бесед и поучений старца Зосимы. Нечто об иноке русском и о возможном значении его. 2. Антоний, митрополит Сурожский. Миссионерство Церкви. 3. Примеров православной книги, соответствующх критериям, названным нами, достаточно много. Ищущий да найдет! Например, см. "Пастырь добрый". Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева. М. : Паломник, 2004. Или: Умное Небо. Переписка протоиерея Александра Меня с монахиней Иоанной (Ю. Н. Рейтлингер). М. : Фонд имени Александра Меня, 2006. Или: по ссылке: http://predanie.org/component/option,com_frontpage/Itemid,1/

Церковь, Традиция, Иисус Христос, православная книга, Богопознание

Previous post Next post
Up