Что значит быть философом на Руси?

Jul 27, 2012 13:12

Что значит быть философом на Руси?



Слово «философ» имело на Руси широкое распространение вплоть до 2-й пол. XV-го века. К тому же оно имело множество значений: философом называли мудреца, наставника, священника, искусного проповедника, богослова, толкователя книг-книжника. Философом считался и талантливый писатель, и простой мирянин, образованный человек, обладающий необычным мышлением, увлеченный книгами и стремящийся к созерцательному образу жизни. Может ли и в нас возродиться такое же глубокое почитание Премудрости Божией? Чтобы не в одном, а во многих одновременно? На православных выставках, вокруг книги, иногда действительно происходит то самое общение - в духе и смысле. Но достаточно ли этого? Неужели "дураки и дороги" одолели нас окончательно?
А что скажете вы?



Назовем примеры.

Св. Кирилл (в монашестве Константин), один из основателей церковно-славянского языка, был назван Константином Философом. Философом называли живописца Андрея Рублева. Писатель Епифаний Премудрый так назвал св. Стефана Пермского, просветителя зырян. Упоминается это слово и в «Сказании о письменах» черноризца Храбра. Монах Нестор, автор «Жития Феодосия Печерского», пишет о св. Феодосии, что в мир «…премудрей философ явися». В послании Даниила Заточника (из Чудовского списка) есть упоминание о «делолюбивой пчеле», избирающей во имя философии «сладость словесную». Философов почитали за дар слова, за то, что во время духовного поединка они могли посрамить любого язычника, искушенного в словопрениях (чаще всего противником был жрец).

Такое именование было не случайным. Оно несло в себе преемство Предания, начиная с первоапостольских времен. Так, статья св. Иустина Мученика - Философа «О правой вере» включена в «Изборник Святослава 1073-го года»; с похвалой говорится в нем и об античных философах: Пифагоре, Диогене, Платоне, - отмечается их строгий образ жизни. В древнерусской «Пчеле» (по пергаментному списку) описано множество идей и образов из античной философии, рассматриваемых с христианской позиции. (Нелишне напомнить, что в Благовещенском соборе Кремля можно увидеть росписи образов Платона, Сократа и Аристотеля, почитающихся «христианами до Христа».) За всем этим стоит мудрое отношение церкви к мировой культуре, лучшие образцы которой несли и несут в себе дыхание Святого Духа, Который «…дышит, где хочет» (Ин 3:8).

Таким образом, несомненно духовное усилие наших предков как движение к зрячей истине и вере. Древнерусские книжники, кто бы они ни были по своему социальному статусу, понимали, что вера освещает знания, а не наоборот: знания - веру. А вместе, все это помогает войти в Дух и Смысл христианской жизни по вере. Сто тысяч книг в обращении к началу XIII-го века и зрячая вера могли творить чудеса - и творили. Уже князь Владимир Красно Солнышко, уверовавший во Христа, занимается благотворительностью и отказывается от смертной казни. «Боюсь греха», - говорил он в ответ на предложение казнить разбойников. И все это на фоне Запада, где казни были обычным делом, но особенно на фоне Востока, в Греции, где для провинившихся было узаконено членовредительство. На Руси же была принята к руководству «Русская правда» (свод законов при Ярославе Мудром), где утверждалось право епископов на «печалование» как право любви, способной на милосердие.



Использовано: 1.Громов М. Н., Мильков В.В. Идейное своеобразие древнерусской мысли. СПб. : РХГИ, 2001. 2.Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М. : АН СССР, Наука, 1991.   3.Кочетков Георгий, свящ. Псевдоним «А». Крещение Руси и развитие русской миссии, статья. Ленинград. 4.Макарий, митр. Московский и Коломенский. История русской церкви, кн.1-я. М. : изд. Спасо-Преображенского монастыря, 1994.  5.Подскальски Герхард. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.). Изд. 2-е, испр. и доп. для русского пер. СПб. : Византинороссика, 1966.

православная книга, христианское творчество

Previous post Next post
Up